Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Проблемный вопрос о роли анализаторов в жизни человека

На уроке, описанном Л. М. Черницкой создавалась проблемная ситуация на основе данных самонаблюдений и опытов на коже. После этого формулировался проблемный вопрос: «Каким образом мы воспринимаем многообразие окружающего мира при таком однозначном ответе рецепторов?»

Проблемный рассказ учителя заключался в том, что сначала учащиеся были подведены к выводу об историческом развитии специфических рецепторов, об их значении в жизни различных животных. Затем учащиеся были подведены к выводу о способности рецепторов анализировать (различать) раздражения внешнего мира. Далее учитель характеризовал пути, проводящие возбуждение в ЦНС и центральные концы анализаторов. Учитель объяснил, что тонкий анализ различных ощущений происходит в мозговых отделах анализаторов в коре и обратил внимание школьников на необходимость синтеза ощущений для правильного восприятия в целом явления или предмета. Этот процесс происходит в результате работы коры больших полушарий.

В качестве проверки сформированное понятия школьникам было предложено рассказать, как человек воспринимает яблоко, которое держит в руке, а затем ответить на проблемный вопрос. Учащиеся усвоили, что анализаторы являются физиологической основой отражения и познания людьми окружающего мира.

В теме «Органы чувств» изучается чрезвычайно важный для гигиенического воспитания материал о гигиене органов чувств. В связи с изучением роли в жизни человека зрения и слуха, при помощи которых усваивается социальный опыт, обращается внимание на обязанность человека, на его нравственный долг заботиться о сохранности не только своего зрения и слуха, но и окружающих людей. Учитель подчеркивает заботу об охране этих органов на производствах в развитых странах, знакомит с конкретными мерами их охраны, останавливаясь прежде всего на мероприятиях тех производств, в окружении которых расположена школа. Для большей убедительности и понимания необходимости борьбы с шумом полезно дать учащимся представление о том, что не слишком громкие звуковые колебания рефлекторно повышают тонус мышц и работоспособность, препятствуют утомлению, в то время как громкие резкие звуки и шумы отрицательно действуют на нервную систему, вызывают ее утомление, способствуют развитию нервных и сердечно-сосудистых заболеваний. В связи с разговором о вреде шума полезно обсудить вопрос: почему безнравственно поднимать шум в позднее время в квартире или в общественных местах отдыха?

Некоторые школьники иногда защищают право на шум, который бодрит человека и улучшает его настроение, но другие возражают, оперируя фактами о вредном влиянии шума на весь организм.

В заключение изучения темы при обобщении всего материала целесообразно остановиться на взаимодействии всех анализаторов в трудовой деятельности человека. С этой позиции можно проанализировать работу, например, шофера, комбайнера, токаря, сталевара или ткачихи, указывая на значение в их труде совокупности действия соответствующих анализаторов.


Страницы биологии:

Изучение высшей нервной деятельности и условных рефлексов
Раскрыть для учащихся сущность высшей нервной деятельности
Суть деятельности коры больших полушарий мозга
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Тема «Развитие человеческого организма»
Воспитание бережного отношения к беременным женщинам
Воспитание в процессе обучения общей биологии
Эволюционное учение
Тема «Дарвинизм»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии