Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Воспитание в процессе обучения анатомии, физиологии и гигиене человека

В решении задач воспитания курс биологии VIII класса среди других предметов биологического цикла занимает несколько особое место. Это обусловлено тем, что человек имеет социальную сущность и биосоциальное происхождение. При изучении анатомии, физиологии и гигиены человека необходимо исходить из того, что его жизнь зависит не только от природных условий, но и в значительной мере от созданных трудом материальных факторов, от разнообразных воздействий социальной среды. И хотя человек происходит от животных и в силу этого обладает сходными с животными по строению и функциям органами, он выделился из животного мира и имеет специфические человеческие особенности.

Это положение необходимо учитывать при решении комплексного воспитательного воздействия на учащихся при изучении данного учебного предмета, где наряду с воспитанием научного мировоззрения значительное место занимает гигиеническое и половое воспитание, связанный с ним нравственный аспект формирования личности.

Нужно отметить, что, несмотря на очевидность важности гигиенического воспитания и некоторой разработки его в ряде методических пособий, в практике средней школы, оно подчас недооценивается, так как считается само собой разумеющимся и весьма элементарным по содержанию. Эта точка зрения влечет за собой недостаточное внимание при обучении гигиеническому воспитанию. Более систематическое и углубленное гигиеническое, а также половое воспитание реализуется в практике школ, в связи с тем что школы начали работать по дополнительному учебному пособию «Гигиена и здоровье».

С гигиеническим и половым воспитанием смыкается физическое. Конечно, основную роль в нем играют учебный труд и занятия учащихся физкультурой и спортом. Среди общеобразовательных курсов больше других ему содействуют знания анатомии, физиологии и гигиены человека.

С гигиеническим и физическим воспитанием тесно связано и трудовое, которое основывается на ознакомлении учащихся с элементами физиологии и гигиеной труда человека на ведущих отраслях производства. При этом подчеркивается социальное значение высокой производительности труда и сохранения здоровья человека, показываются меры предупреждения профессиональных заболеваний.

Определенные возможности дает содержание курса VIII класса для формирования психологической готовности к труду и развития навыков культуры умственного и физического труда. Оно может оказывать положительное влияние на усиление психологической и фактической подготовки к профессиональному труду и к занятиям в ПТУ, куда будет поступать значительное количество восьмиклассников. Знания физиологии и гигиены труда расширяются во внешкольной работе.

В данном курсе углубляется раскрытие диалектики жизненных процессов, формируются понятия обмена веществ как основного признака жизни, целостности организма, взаимосвязи структуры и функции органов. Обобщающие мировоззренческие выводы уместны на многих уроках, но особенно большие возможности для этого имеют темы: «Обмен веществ», «Нервная система», «Органы чувств» и «Высшая нервная деятельность». Принципиальное значение для формирования мировоззрения имеет знакомство с научными методами исследования деятельности организма.

Научное воспитание неотделимо от процесса формирования мировоззрения, ибо для убежденности учащихся им прежде всего важно укрепиться в признании научной познаваемости и в причинности жизненных процессов, эволюционном происхождении человека. В темах «Опорно-двигательная система», «Нервная система» и «Развитие человеческого организма» показывается состоятельность религиозных взглядов на происхождение человека путем акта творения и вскрываются материальные основы психики человека. На современном этапе нельзя не считаться с модернизацией религии, ее политической ориентацией в нашей стране. Поэтому надо избегать вульгарной примитивной критики религиозных обрядов и легенд, от которых отказываются сами церковники, а при критике роли религии учитывать эволюцию религии, вскрывать ее роль в самом существе научных воззрений, а не во внешних проявлениях. Поэтому не стоит на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека аргументировать слабость религии ссылкой на невозможность сотворения женщины из ребра мужчины или вреда постов, а сконцентрировать внимание на разборе учения о загробном мире, об реальности божественного акта, совместимости научного и религиозного мировоззрений.

Патриотическое воспитание в органической связи с интернациональным традиционно для работы учителей в курсе биологии VIII класса. Как и в предыдущих классах, оно строится на материале отечественных и зарубежных достижений анатомии, физиологии, гигиены, медицины и здравоохранения. В этом воспитании существенна краеведческая направленность: использование конкретных примеров из достижений медицины, здравоохранения своей республики, края, города, поселка. При критике вредных национальных традиций антигигиенического характера не следует упускать возможности и одобрять здоровые обычаи и в еде, одежде, режиме, национальных играх.

Известный вклад в эстетическое воспитание учащихся вносит восприятие красоты здорового человека, его гармонического развития. С этой целью на уроках используются демонстрации скульптурных изображений и живописных произведений красивого тела людей, обращение к поэзии, воспевающей красоту спорта.

Элементы социальной экологии используются для развития экологической культуры учащихся. При раскрытии задач Продовольственной программы выделяются идейно-патриотические и экономические вопросы, связанные с воспитанием бережливости, пониманием проблем экономики, политики страны развитого урбанизма. Следует подчеркнуть, что возможности различных тем курса в комплексном решении задач воспитания различны.


Страницы биологии:

Значение для учащихся изучения анатомии, физиологии и гигиены
Тема «Опорно-двигательная система»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Темы: «Кровь» и «Кровообращение»
О важности физической тренировки организма
Тема «Дыхание»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Пищеварение»
Учение Павлова о физиологии пищеварения и правильное питание

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии