Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Воспитание в процессе обучения ботанике

В процессе обучения ботанике учитель биологии начинает работу по формированию у школьников системы взглядов на живую природу, их отношения к природной среде. От того, как будет организована эта работа в самом начале изучения биологических дисциплин, зависит общий успех дела. С курса ботаники начинается последовательное усвоение знаний, составляющих основу для идейно-патриотического, трудового и нравственного воспитания учащихся, выработки у них собственной жизненной позиции, отношения к природе, к социальной деятельности человека как мощному фактору воздействия на природную среду.

Сформулированные в программе по биологии задачи воспитания учащихся требуют использования комплексного подхода – обеспечения тесного единства идейно-патриотического, трудового и нравственного воспитания. В процессе обучения ботанике учащиеся должны овладеть знаниями строения и жизнедеятельности растительного организма, взаимосвязей строения и функций органов, тканей, клеток, разнообразия растительного мира, взаимосвязей растений с животными, растений с неживой природой, исторического развития растительного мира. На уроках, лабораторных и практических занятиях, экскурсиях, во внеурочной и внеклассной работе, при использовании всего разнообразия методов обучения следует учитывать необходимость комплексного решения задач воспитания учащихся, вносить посильный вклад в постепенное формирование у школьников биологической картины мира, научного мировоззрения, системы взглядов, убеждений и идеалов. Известно, что у ребят V – VI классов преобладает конкретно-образное мышление, они испытывают затруднения в осуществлении не только мысленного, но и предметного, образного анализа и синтеза. Большие трудности вызывают у пятиклассников и шестиклассников обобщение, оперирование абстрактными понятиями, осуществление перехода от воспроизведения знаний к умению использовать их для отстаивания научных взглядов. Эти особенности умственного и психического развития подростков создают определенные сложности при решении задач формирования научного мировоззрения учащихся, при усвоении ими мировоззренческих взглядов.

Трудности в решение проблемы вносит и то обстоятельство, что учащиеся 11 – 12-летнего возраста имеют ограниченный запас научных знаний по географии и физике, незнакомы с курсом химии. В то же время для подведения школьников к выводу о материальном единстве живой и неживой природы необходимо знание не только их структурной общности, но и сходства процессов жизнедеятельности.

Все указанные особенности содержания курса ботаники, уровень психического и интеллектуального развития, подготовки школьников по другим предметам следует учитывать при решении всего многообразия задач воспитания.

Комплексный подход к решению задач воспитания учащихся важно учитывать при тематическом планировании и разработке конкретной методики урока. При этом необходимо четко определить, какие аспекты проблемы воспитания учащихся следует решать в учебном процессе. В зависимости от содержания, форм и методов обучения наибольшее внимание уделяется тому или иному аспекту воспитания либо в единстве решается сразу несколько аспектов, например эстетическое, экологическое и нравственное, или мировоззрение и воспитание и т, д.

Следует учитывать, что логика курса, его структура определяют последовательность формирования системы биологических знаний, от которых зависят этапы решения задач воспитания учащихся. Учитель заранее определяет значение каждой темы в решении этих задач, способы побуждения учащихся к проявлению своих взглядов и убеждений.

Рассмотрим методику решения наиболее важных учебно-воспитательных задач в процессе изучения отдельных тем курса ботаники.


Страницы биологии:

Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»
Изучение взаимосвязи между почвой, растениями и водой
Осушение, орошение и удобрение земель
Тема «Лист»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии