Темы: «Нервная система», «Органы чувств», «Высшая нервная деятельность»
Изучение строения и функций нервной системы и органов чувств вносит большой вклад в воспитание. Учащиеся усваивают научно-достоверные доказательства о наличии материальной основы поведения животных и психики человека, о строении и функциях мозга, что несовместимо с идеалистическими представлениями о «душе» человека.
Для усвоения взгляда на организм человека существенны понятия о качественном своеобразии высшей нервной деятельности человека, о взаимосвязи целостного организма с внешней средой. Большое значение имеет раскрытие роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в мировой науке, а также вклада русских физиологов в разработку новых научных идей и методов исследования.
В теме продолжается развитие знаний о физиологических основах труда. Важной стороной гигиенического воспитания является раздел по гигиене органов чувств. Материал о высшей нервной деятельности дает возможность углубить знания о влиянии социальной среды на развитие человека, остро поставить вопрос о социальном характере вредных привычек курения и употребления алкоголя.
На уроке, где дается общее знакомство с нервной системой, кратко напоминается ее эволюция, вследствие которой сохранились общие черты в строении и функциях нервной системы человека и животных. Вместе с тем подчеркивается, что в процессе эволюции развились специфические для человека особенности доминирования больших полушарий головного мозга над всеми остальными отделами нервной системы и новые сложные образования в строении и деятельности коры больших полушарий.
На первых уроках обращается внимание на понятие рефлекторных центров как важнейших элементах нервной системы, обусловливающих рефлекторную деятельность отделов мозга. Безусловные и условные рефлексы образуют неразрывную целесообразную взаимосвязь организма с внешней средой и являются одним из важных механизмов регуляции. Рефлекторная деятельность обеспечивает согласованность функционирования организма как единого целого. Учитель, опираясь на приобретенные учащимися ранее знания о нервной регуляции, в конце первого урока подводит их к двум важным обобщающим понятиям:
1. Нервная система в тесной связи с гуморальными влияниями обеспечивает целостность организма, согласуя функции органов и системы органов.
2. Нервная система осуществляет взаимосвязь с внешней средой рефлекторным путем, обеспечивая правильную ориентировку организма во внешнем мире, приспособление к меняющимся условиям окружающей среды.
Важно подчеркнуть отличия отношений между отделами нервной системы у животных и человека, остановиться на возрастающей сложности рефлекторной деятельности высших отделов головного мозга. В рассказе о тонусе можно в целях нравственного воспитания разъяснить, что положительные эмоции, к которым можно отнести интерес, удовлетворение сделанным, желание принести поль- ву, добро людям, повышают тонус и снижают усталость. Положительные чувства, как правило, повышают возбудимость коры головного мозга, и отсюда улучшается нервная регуляция и координация работы, создается ощущение радости, легкости и бодрости настроения.
|