Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Как показать взаимодействие организма и окружающей среды на уроке по теме «Кожа»

Тема «Кожа» интересна с воспитательной точки зрения тем, что дает возможность ярко показать взаимодействие организма с окружающей средой и внести существенный вклад в развитие понятия целостности организма.

Учитель отмечает, что кожа воспринимает все воздействия внешней среды через кожные органы чувств и отвечает рефлекторными реакциями. Кожа воспринимает холод или тепло и участвует в регулировании теплоотдачи всего организма. Изменение обмена веществ, нарушение функций внутренних органов при болезни сказывается на коже, а влияние на кожу факторов внешней среды влияет на обмен веществ, закаливает организм.

Конкретизируя понятие взаимодействия кожи с другими органами и процессами, учитель обращает внимание на появление сыпи, нарывов кожи при действии некоторых инфекций, проявление кожных аллергических реакций.

Изучение микроскопического строения кожи позволяет учащимся наглядно воспринимать взаимосвязь строения и функций. При изучении теплорегуляционных функций кожи подчеркивается ее саморегулирующийся характер, проявляющийся в разнообразных автоматически наступающих рефлексах. При определении энергетических затрат организма показывается применение к биологическим явлениям законов физики, подчиненность физиологических процессов закону сохранения вещества и энергии. Все это развивает понимание закономерных причинных связей. Для этого учителя при проверке знаний или в поисковой беседе стараются чаще использовать вопросы, начинающиеся со слова «почему?». В некоторых школах ведется по желанию актива учащихся систематический сбор научной информации об успехах биологических наук и случаях проявления самоотверженности и гуманизма людей при оказании помощи людям, попавшим в экстремальные условия. Учитель знакомится с этим материалом и предлагает собравшим его учащимся выступить с сообщениями на соответствующем по тематике уроке. Так, на уроках по теме «Кожа» в одной школе рассказали о спасении человека, получившего ожоги при пожаре, пересадкой донорской кожи от многих его товарищей, о героическом спасении людей, попавших в лавину, об организации похода по Арктике в 1983 г. Подобные факты содействуют укреплению положительных этических эмоций.

Влияние на организм человека социальной среды можно показать на таком материале. Человек облегчает себе взаимодействие с природной средой, защищая свою кожу и организм от холода, жары, повреждений. Санатории, детские спортивные школы, общества, физкультура в школе, катки, бассейны, лыжные базы, лечебные пляжи обеспечивают укрепление здоровья миллионам трудящихся. Условия для закаливания предоставляются в разных странах всем желающим. Создавая благоприятную среду в помещениях с кондиционированным воздухом, в хорошо проветриваемых помещениях, тенистых парках, люди защищаются от вредных факторов природной среды.

Однако научно-технический прогресс имеет и свою отрицательную сторону – развитие промышленности, химизация сельского хозяйства, количественно растущий авто- и водный транспорт неизбежно приводят к загрязнению воздуха, почвы, воды. Для борьбы с этими вредными факторами во всех странах принимаются специальные меры. Каждый школьник тоже должен посильно участвовать в охране природы. Воспитательное значение имеет знакомство учащихся с мерами охраны труда на производстве, особенно при работе в горячих цехах, в шахтах, на большой высоте, в полярных условиях. Во всех экстремальных условиях труда работники производства получают специальную одежду, защитное оборудование, дополнительное питание.

При обсуждении вопросов гигиены одежды, естественно, затрагивается вопрос о гигиенической оценке традиций национальной одежды, которая, как правило, соответствует климатическим условиям жизни. Однажды в одном из классов школы Москвы возникла интересная дискуссия на тему о том, какой должна быть одежда, насколько нужно и можно следовать моде, если она не совпадает с гигиеническими возрастными требованиями, и что следует считать красивой одеждой. В результате всестороннего обсуждения восьмиклассники пришли к выводу о том, что прежде всего одежда должна помогать сохранять здоровье, но это условие следует всегда совмещать с ее красотой, так как всем доставляет удовольствие видеть человека в хорошо сшитой, модной одежде, украшающей человека.


Страницы биологии:

Темы: «Нервная система», «Органы чувств», «Высшая нервная деятельность»
Раскрыть значение больших полушарий головного мозга для человека
Проблемный вопрос о роли анализаторов в жизни человека
Изучение высшей нервной деятельности и условных рефлексов
Раскрыть для учащихся сущность высшей нервной деятельности
Суть деятельности коры больших полушарий мозга
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Тема «Развитие человеческого организма»
Воспитание бережного отношения к беременным женщинам

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии