Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Этим разделом завершается изучение курса общей биологии, обобщаются знания учащимися экологии, раскрываемые во всех биологических дисциплинах и других предметах, завершается формирование ответственного отношения человека к природе.

Тема «Основы экологии». На первом уроке темы при изучении задач и предмета исследования экологии систематизируются знания школьниками организменной и надорганизменных систем, связей их со средой обитания. По заданию учителя школьники привлекают и обосновывают материал о целостности и устойчивости организма, популяции, природного сообщества.

Учащиеся знают виды связей, обеспечивающих целостность растительного организма (связи между клетками с помощью цитоплазматических мостиков, с помощью проводящей системы между органами и с окружающей средой), животного и человеческого организмов (нервная и гуморальная связь). Самостоятельно они устанавливают генетические, пищевые, энергетические и экологические (у животных и человека) связи в популяции, природном сообществе и раскрывают их роль в целостности и устойчивости данных биосистем. Школьники приходят к выводу о разнообразии видов связей в природе, их всеобщем характере и значении для поддержания целостности биосистем.

С позиций проявления взаимосвязей и причинно-следственных связей в дальнейшем рассматривается учебный материал о связях организмов со средой обитания, о фотопериодизме и сезонных изменениях в живой природе. Так, на уроке при изучении значения света, влаги и тепла для организма учитель предлагает школьникам вспомнить наблюдаемые на экскурсии в природе факты влияния среды на организм, прочитать текст параграфа и выявить связи между светом и питанием растений, образом жизни животных, скорости роста и развития организмов, особенно сельскохозяйственных растений и животных, от температуры, влажности и освещенности среды обитания и т. д.

В итоге работы школьники делают мировоззренческие обобщения, что естественные факторы окружающей среды служат причиной биологических явлений, что в живой природе взаимодействуют разнообразные виды связей.

Изучение фотопериодизма, биоритмов также позволяет привлечь внимание учащихся к причинно-следственным связям. По заданию учителя школьники называют причины сезонных изменений в жизни растений и животных – соотношение продолжительности дня и ночи в разное время- года, отмечают объективный характер причин сезонных изменений. Учитель показывает использование знаний фотопериодизма в практике выращивания домашней птицы, животных па зверофермах. Например, дополнительное освещение в зимний период увеличивает яйценоскость кур, способствует получению двух пометов у животных на звероферме. Применение кварцевых ламп повышает жизнеспособность поросят, цыплят, они растут более крепкими и здоровыми. Эти факты еще более убеждают учащихся в объективном характере связей между явлениями.

Идея взаимосвязей, обеспечивающих целостность экосистем, широко проявляется при изучении биогеоценозов. На экскурсии в природу, а также на уроках учащиеся по заданию учителя выделяют все компоненты биогеоценоза леса, водоема и устанавливают связи между ними: между популяциями разных видов, между популяциями и абиотическими факторами, между особями одновидовой популяции и др.

Изучение вопросов экологии имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. На экскурсии в природу учитель обращает внимание учащихся на красивые виды ландшафта (леса, луга, водоема в обрамлении деревьев и кустарников), на красоту отдельных растений и животных, на удивительное совершенство форм живых организмов, на гармонию природы.

Во всеобщем характере связей в живой природе учащихся убеждает правило экологической пирамиды, которое отражает зависимость численности травоядных животных от биомассы растений, плотоядных от биомассы травоядных. Учитель предлагает школьникам использовать знания правила экологической пирамиды для определения оптимальной численности лосей, волков, кабанов на определенной территории леса и высказать предположения о последствиях нарушения этого правила. Учащиеся приходят к выводу, что знание правила "экологической пирамиды, разнообразных видов связей имеет огромное значение для поддержания равновесия в природе, сохранения всего богатства видов на Земле.

В процессе изучения экологических связей школьникам предлагается устанавливать их причины. Учащиеся анализируют связи в биогеоценозе и приходят к выводу, что они сформировались исторически под влиянием движущих сил эволюции. Благодаря постоянному действию движущих сил возникли тесные связи между популяциями, взаимные приспособления. Точно так же под влиянием движущих сил эволюции достигается соответствие особей абиотическим факторам среды.

В результате школьники делают широкое обобщение о всеобщем характере взаимосвязей и причинной обусловленности явлений в биогеоценозах, о естественной, объективной природе этих связей, что характерно для мировоззрения.

В то же время знания взаимосвязей в экосистемах используются для формирования у школьников бережного отношения к природе в процессе изучения биогеоценозов, их смены. Учащимся известно, что в основе связей в биогеоценозе лежит приспособленность особей к факторам живой и неживой природы. Процесс совершенствования приспособлений протекает постоянно под влиянием движущих сил эволюции. Но в век научно-технического прогресса под влиянием деятельности человека абиотические факторы среды претерпевают значительные изменения. Школьники должны высказать свои предположения о том, к каким последствиям привела и приведет в дальнейшем хозяйственная деятельность человека, если не будут при этом учитываться экологические связи в природе.


Страницы биологии:

Что способствует развитию агроценозов в деятельности человека
Тема «Биосфера и человек»
Круговорот веществ в природе и деятельность человека
Значение научных знаний о природе для всестороннего развития человека
Решение задач воспитания и развития личности в процессе обучения биологии
Цели биологического образования
Роль изучения биологии для формирования научного мировоззрения
Как сформировать у школьников систему биологических знаний
Единство мира природы и жизнедеятельности человека

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


Купить бытовые счетчики воды св. . best workout watches . milton houses for sale