Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Хребет Маниса

От острова Цейлон через степи и пустыни Азии протянулись горные хребты: Тибет и Гималаи, горы Каракорума, обожествленный в прошлом киргизами Мустаг-Ата («Отец ледяных гор») и, наконец, древний хребет Маниса (созвучный с именем киргизского героя Манаса), ныне Ферганский хребет, заканчивающийся на севере большими раскинутыми горными «шлейфами» – киргизским Алатоо («пятнистые горы») и ответвлениями гор Пскем, Угам и Кара-Тау.

Много вокруг этих горных хребтов расположено различных стран и областей. К югу от хребта Маниса (Ферганского хребта) расположен Тибет, к западу от южных границ хребта находится Вьетнам, а у северных границ хребта с одной стороны поднимается величественный Тянь-Шань, с другой – раскинулась «жемчужина Узбекистана» – Фергана.

Высоко в горах, свыше 3 тысяч метров над уровнем моря, в урочище Саймалы-Таш, что значит «узорчатый камень», наша экспедиция занималась исследованием уже пятьдесят лет назад открытых, но только впервые изучаемых многочисленных наскальных изображений. Саймалы-Таш - это гигантская «картинная галерея» древности. В течение тысячелетий «рисуя» на камнях, люди оставляли здесь, в горах, следы своей деятельности, своего пребывания. Саймалы-Таш – уединенное место. Это не трасса оживленных торговых путей, это и не излюбленное место перекочевок. Он стоит в стороне от тех обычных мест, где, как правило, археологи обнаруживают памятники старины. В Саймалы-Таш, в этот огромный «горный храм», люди, начиная с глубокой древности, добирались специально. Когда мы попытались произвести хотя бы приблизительный подсчет, то на площади 175 тысяч квадратных метров мы примерно, по уменьшенным данным, нашли 42 тысячи изображений! Архары – горные бараны, таутеке – горные козлы, олени, яки, змеи, зигзаги, изображающие горную тропу, поднимающуюся вверх (кыялы), многочисленные и разнообразные сцены охоты (загон, засада, «перевес» – способ охоты с помощью капкана и загородки перед ним из веревок в виде ловушки), рисунки отдельных вещей и т. д. – всего, вероятно, свыше 100 тысяч изображений нанесено было на скалах и камнепадах Саймалы-Таша. Они были весьма разнообразными и стилистически и композиционно. Разнообразны они потому, что сделаны были в разное время.

Древнейшая группа этих изображений относится ко II тысячелетию до п. э. Сцены, где изображены колесницы и плуги, в которые впряжены яки; человеческие фигуры в своеобразных одеждах и головных уборах из перьев, – наиболее древние. Яки, туловище которых составлено как бы из двух треугольников, а рога заканчиваются шариками, абсолютно схожи с красочной росписью на древнейшей керамике Переднего Востока. Как туловище, так и остальные детали этих «рисунков» дополнительно прорисованы, обведены контуром. В Саймалы-Таше имеются изображения и другого, более позднего, стиля, где туловище животного представлено в виде прямоугольника, а рога и хвост выполнены грубо и тем же «почерком», как и весь рисунок. Рисунки эти исполнены выразительно и отличаются от древнейших. Базальтовые плиты, на которых выбиты эти изображения, были издавна покрыты «пустынным загаром» (потемнение поверхности от ветра и осадков). На этих плитах вырезались сначала контуры изображения, а затем выбивалась вся плоскость изображения. Выбить такие изображения на очень твердой поверхности базальта можно было только с помощью металлического орудия. Такими были орудие в виде клевца (боевое орудие типа топора с клинообразным лезвием) и острый граненый предмет в виде шила. А раз так, то древнейшие изображения Саймалы-Таша – это памятник эпохи бронзы, но не камня. Самое примечательное в этих изображениях то, что они передневосточного происхождения. Это не Южная Сибирь и не Центральная Азия. Как бы в доказательство этого положения наша же экспедиция в равнинной Фергане открыла памятники эпохи бронзы, восходящие ко II тысячелетию до н. э. и несущие следы проникновения культуры племен из Передней Азии и Южной Туркмении до отрогов величественного хребта Маниса.

Не перечисляя отдельные археологические находки – находки археологов при прокладке знаменитых ферганских каналов (Большого Ферганского, Южного и Северного) и ряд других находок, укажем на главнейшее - открытие и исследование замечательного памятника - стоянки, сделанное узбекским отрядом нашей экспедиции во главе с ташкентским археологом М. Э. Воронцом и продолженное его помощником В. И. Спришевским, показало, что в Фергане во II тысячелетии до н. э. была своеобразная культура эпохи бронзы.


По следам древних культур:

О чём свидетельствуют наскальные изображения Саймалы-Таша
На крыше мира
Мир кочевников западного и восточного Памира
На восточном берегу реки Памир
Кочевники Тянь-Шаня
Находки на левом берегу Нарына
Проникновение древних племён на Тянь-Шань
Курганы в области Верхний Барсхан и западной части Иссык-Куля
Пришельцы с востока
Письменные источники о культуре в Кенколе

По следам древних культур:
Содержание
Археологи на строительстве
Кладбище вымерших млекопитающих
Хозяйство поселения
Особенности городецкой и пьяноборской культуры
Расцвет и падение города Болгары
Древние охотники и рыболовы Заволжья
Поздние кочевники степей Заволжья
К истории изучения ананьинской культуры
Сравнение археологических находок ананьинского времени
Исследователи древностей Урала
Работа в шахтах в древности
В поисках первых обитателей дальнего востока
Изучая найденные сосуды амурских племён
В стране племени Илоу
Мир кочевников западного и восточного Памира
Кочевники Тянь-Шаня
Пришельцы с востока
В просторах степей
Кобадианский оазис
Города древней Бактрии