Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Значение для учащихся изучения анатомии, физиологии и гигиены

На уроке чрезвычайно важно показать практическое значение курса не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Важно заинтересовать учащихся новым учебным предметом.

Важно акцентировать внимание учащихся на принципиальном отличии человека от животных, его социальной сущности. Хотя организму человека свойственны биологические процессы и их приспособляемость к внешней среде, но человек способен познать законы природы, разумно воздействовать на нее.

После раскрытия понятий о значении наук – анатомии, физиологии и гигиены в связи с материалом о гигиене логично ознакомить учащихся с понятием здорового организма и отметить главные факторы, содействующие здоровью: двигательная активность, режим труда и отдыха, свежий воздух и общение с природой. Эти факторы противопоставляются гиподинамии, беспорядочному образу жизни, загрязненной среде, употреблению алкоголя и никотина, перееданию. Учитель подводит учащихся к выводу об успехах борьбы за здоровье людей в разных странах, приводя несколько конкретных фактов. Затем отмечается, что человек, владея знаниями о строении и жизни своего тела, с помощью того, что дает ему общество (научные достижения, спорт, физкультура, охрана труда, отдых), может беречь и укреплять свое здоровье и участвовать в охране здоровья других людей.

Интересен опыт проведения в конце урока проблемной беседы, в которой, с одной стороны, отмечается необходимость развития промышленности, транспорта, строительства, с другой – необходимость предупреждения загрязнений атмосферы, вод, почв, скученности населения. В качестве мер ликвидации или смягчения загрязнения среды называются создание безотходных производств, очистных сооружений, предупреждение сбросов промышленных и бытовых стоков, озеленение городов, правильное использование леса, борьба с пылью, шумом.

В одной из школ на вводном уроке интерес вызвала необычная постановка следующих вопросов: почему сегодня уместно вспомнить о том, что сказано А. М. Горьким: «Человек – это звучит гордо?» Какое это может иметь отношение к курсу анатомии, физиологии и гигиены? Возникла дискуссия. Одни учащиеся говорили, что мысль Горького касается только необходимости человеку быть благородным в своем поведении и поступках. Другие утверждали, что гордость человека проявляется в преодолении боли, мужестве, в борьбе с болезнями, силе воли и физической выносливости к трудностям. Например, исследователи Арктики и Антарктики проявляли высокое чувство долга, любви к Родине, что придавало им силы преодолевать все физические трудности и душевные испытания.


Страницы биологии:

Тема «Опорно-двигательная система»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Темы: «Кровь» и «Кровообращение»
О важности физической тренировки организма
Тема «Дыхание»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Пищеварение»
Учение Павлова о физиологии пищеварения и правильное питание
Тема «Обмен веществ»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии