Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Знакомство учащихся с жизнью водорослей и бактерий

Знакомство учащихся с болезнетворными бактериями позволяет сосредоточить внимание на причинной обусловленности явлений, рассматривать заболевания как результат жизнедеятельности их возбудителей, убедиться в познаваемости причин заболеваний. Учитель раскрывает вопрос об экономической эффективности борьбы с болезнями сельскохозяйственных растений: предпосевной обработке семян ядохимикатами, облучением, об уничтожении болезнетворных бактерий в посевах и др. На примере использования средств защиты растений от болезней в местных хозяйствах учащиеся убеждаются в экономической эффективности этих мероприятий. Учащиеся получают задание собрать данные о местном сельскохозяйственном производстве, о применяемых в нем способах борьбы с болезнями растений и их эффективностью.

Учитель останавливается на ряде заболеваний, вызываемых бактериями (дизентерия, туберкулез, кариес зубов и др.). Он просит школьников объяснить, что способствует заболеванию человека, и обосновывает необходимость поддержания таких условий жизни, которые препятствовали бы распространению и размножению бактерий: поддержание чистоты помещений, одежды и своего тела, посуды, пищи и др.

В связи с изучением болезнетворных бактерий рассматривается вопрос об угрозе бактериологической войны, о приготовлении к ней в США, о создании новых видов бактериологического оружия, которое может вызвать неизвестные заболевания, а средства борьбы с ними не разработаны. Милитаристской политике США противопоставляется мирная политика нашей страны. В Продовольственной программой намечены планы развития микробиологической промышленности в целях улучшения благосостояния народа.

Гигиеническому воспитанию учащихся способствует раскрытие причин заболевания растений, животных и человека. Школьники узнают о том, что несоблюдение правил гигиены, недостаточная забота о чистоте рук, пищи, одежды, помещения служит причиной распространения болезнетворных бактерий и заболеваний человека. Знание и применение правил гигиены помогает избежать инфекционных заболеваний.

При изучении водорослей внимание учащихся сосредоточивается на проблемах охраны водоемов от загрязнений как важном условии жизни многих организмов. Учитель приводит примеры защиты водоемов от загрязнения. Ознакомление с водорослями дает возможность подвести школьников к выводу об историческом развитии растений по пути усложнения от одноклеточных к многоклеточным, узнать о многообразии водорослей и их единстве, родстве на основе общности строения. Функции питания и дыхания рассматриваются в связи со средой обитания, на этой основе устанавливается взаимосвязь строения и функции, организма и среды обитания, делается вывод о сложности взаимосвязей биологических явлений.

В то же время сравнение водорослей с цветковыми растениями дает учащимся возможность определить место водорослей как низшей ступени в историческом развитии. Учитель подчеркивает древнее происхождение этой группы растений, для доказательства этого вывода использует факты – обнаружение следов водорослей в наиболее древних слоях земли, в которых нет остатков других групп растений. Учащиеся сами могут сделать вывод о естественном пути развития растений от более простых форм.


Страницы биологии:

На что следует обращать внимание учителю во время изучения темы «Грибы»
Особенности изучения дрожжей и лишайников
Изучение мха, папоротникообразных и хвойных растений путём сравнения
Тема «Развитие растительного мира на Земле»
Тема «Растительные сообщества»
Воспитание в процессе обучения зоологии
Трудовое, экономическое и гигиеническое воспитание учащихся в процессе изучения зоологии
Значение животных и растений в природе и жизни человека
Тема «Тип Простейшие»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


underground dog fence