Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Анализ современной западной философии религии и теологии

Философия религии с различной степенью интенсивности разрабатывается в различных странах Запада, что, естественно, оказало влияние на отбор литературы для анализа. Кроме того, в некотором преобладании англоязычной литературы проявилось и то обстоятельство, что в последние десятилетия английский язык во все большей степени становится языком международной философской жизни.

В данной работе прежде всего преследуется цель по возможности полно и наглядно представить современное состояние философии религии как одной из важнейших областей западной философии.

Анализ современной западной философии религии осуществляется как в логико-концептуальном, так и в социально-идеологическом плане. При этом основное внимание уделяется логико-концептуальному анализу. Такой исследовательский акцент обусловлен прежде всего спецификой этого философско-теоретического образования.

Объектом социально-идеологического анализа в работе является преимущественно связь философско-религиозных построений самого различного рода с современной религиозной ситуацией на Западе. Рассмотрение самой этой ситуации, ее общего социального контекста не входит в задачу данной работы. Основные внешние и внутренние факторы ее достаточно полно охарактеризованы как в советской, так и в зарубежной марксистской литературе. В частности, религиозная ситуация в развитых капиталистических странах в культурологическом аспекте, особо значимом с точки зрения темы работы, убедительно проанализирована в книге В. С. Глаголева.

Объектом рассмотрения в работе стали главным образом идейные образования, специфические для нынешнего этапа существования философии религии. Вместе с тем анализируются и современные формы устойчивых и долговременных традиций как в философском религиоведении, так и в философской теологии.

Работа состоит из двух частей, исследующих две основные формы западной философии религии, которые были указаны выше. Соответственно дифференцируются исследовательские цели.

При рассмотрении современного философского религиоведения особое внимание уделено тем исследовательским подходам и результатам, которые могут быть использованы при дальнейшей разработке марксистской теории религии. Это касается даже некоторых из тех подходов и построений западного философского религиоведения, что ориентированы в конечном счете на решение каких-то апологетических задач. В этих случаях результаты, о которых идет речь, могут быть полезны только при условии определенной мировоззренческой обработки, что соответствует общим методологическим требованиям марксистского анализа философских и научных теорий, базирующихся на иных онтологических и теоретико-методологических основаниях.

При анализе современной философской теологии ставилась задача выявить принципы этого особого типа философского теоретизирования, место философской теологии как в немарксистской философии, так и в рамках теологического комплекса западных христианских конфессий и вообще религиозной идеологии на Западе.

Другая задача заключается в экспликации и анализе наиболее влиятельных учений о боге, разработанных в современной философской теологии.

Анализ философской теологии имеет важное научно-теоретическое и идеологическое значение в силу целого ряда причин, важнейшей из которых представляется следующая. В философско-теологических концепциях, какие бы функции они ни выполняли, осуществляется ассимиляция содержания светской философско-теоретической культуры в религиозных целях. При этом эти концепции становятся в действительности сферой идейно-религиозного экспериментирования, в частности направленного на решение новых духовно-культурных и социальных задач. Результаты такого экспериментирования могут так или иначе использоваться собственно систематической теологией западных христианских конфессий, которая выполняет функции теоретической инстанции, определяющей всю жизнь той или иной христианской церкви. В то же время внеконфессиональная философская теология может вообще претендовать на роль инициатора какого-то нового варианта религиозности.

Во всех случаях без исследования философской теологии крайне затруднительны адекватное научное понимание духовных, идейно-теоретических и идеологических процессов в сфере религиозной жизни стран Запада, их серьезный марксистский анализ.


Также интересно:

Философия религии как философское религиоведение
Эпистемологические проблемы религии
«Лингвистический поворот» в философии религии
Специфика аналитической философии религии
Какие есть проблемы смысла языка религии
Радикальные новации в философском исследовании языка религии
Философский антитеологический эмпиризм
Концепция «Логико-философского трактата»
Ранняя и поздняя философия Витгенштейна
Метафизика, как исследование природы реальности

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания