Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Функциональный анализ, как один из традиционных подходов в изучении религии

После рассмотрения двух концепций, в полной мере репрезентативных для современного философского функционального анализа религии, попытаемся продолжить общую характеристику этого анализа, которая содержится в начале данной главы.

Функциональный анализ является одним из традиционных подходов в изучении религии. Основополагающий принцип такого анализа – объяснение религиозной жизни через соотнесение с определенными интересами человека.

Существуют серьезные различия между современным философским анализом функций религии и функциональным анализом, какой, практиковался религиоведением в прошлом, особенно в XIX веке. Такой анализ в прошлом в основном означал объяснение религиозной жизни через какие-то внерелигиозные факторы – социальные, исторические, психологические. Это предполагало четкий ответ на вопрос о природе религиозной истины. В своем наиболее радикальном варианте такой анализ означал указание конкретных механизмов, порождающих религиозную иллюзорность.

Именно функциональный анализ выступал основным средством критической демистификации и опровержения религии, так как был ориентирован на выявление действительных причин религиозности человека. Все это означало совершенно определенное решение проблем истинности религии.

Современный философско-религиозный функциональный анализ отличается от традиционного прежде всего тем, что избегает окончательных выводов относительно природы и истинности религии. Философское исследование функций религии подчеркнуто отказывается от решения проблем истинности религии.

В концепциях Берка и Кросби вопрос об истинности религии, т. е. о соответствии религиозных утверждений действительности – а именно так понимается в основном истинность религии, – оставляется в стороне. Решение этого вопроса, как аргументируется, не входит в компетенцию функционально-аналитического подхода к религии. Соответственно даже доктринальные компоненты религий не могут восприниматься как познавательные рассуждения о мире.

Такой подход предполагает, в числе прочего, что философии нет нужды заниматься эпистемологическим анализом религиозных верований. Всякое эпистемологическое исследование религиозных верований вне контекста удовлетворения потребностей человека не имеет смысла.

Современные функциональные теории не ставят целью установление причин того, почему в жизни человека присутствует религиозный интерес. Такого рода генетическое объяснение искали классические религиоведческие теории. Современные философские функциональные теории религии принимают религиозный интерес человека и сами религии как нечто данное. Они стремятся к концептуальному прояснению того, в чем заключается этот интерес и чем он отличается от других базисных интересов человека.

Эти теории пытаются определить, какие характеристики позволяют считать какой-либо аспект человеческой жизни религиозным, соответственно квалифицировать какое-либо явление космической или исторической жизни как религиозное явление. Многообразные религиозные системы и традиции предстают как «культурные выражения» религиозного интереса человека.

Отказ от решения проблем истинности религии означает, с одной стороны, последовательное проведение принципов академического, «нейтрального» исследования религии, какими эти принципы понимаются в современной западной философии.

Такого рода философский функциональный анализ религии обладает в конечном счете совсем незначительными апологетическими возможностями, поскольку предполагает отказ от изображения религии в качестве истины. А для религиозного человека его жизненная позиция есть так или иначе пребывание в истине.

В то же время без решения проблем истинности всякий философский анализ религии неизбежно будет неполным. Рассматриваемый тип философского анализа религии не вышел по существу за пределы описания функций религии.

Религиозный интерес человека в его различных аспектах должен быть не только описан, но и объяснен. Только в этом случае философский анализ религии может противостоять как нечто самостоятельное религиозно-теологическому объяснению этого интереса как ответа человека на существование божественной реальности.


Также интересно:

«Религиозный опыт» в философско-религиозном понимании
Какие есть современные философские подходы к религиозному опыту?
Основные направления философского исследования обычного религиозного опыта
Почему верования являются единственным средством интерпретации религиозного опыта
Как «Религиозный опыт» отражается в концепции шведского философа Карл-Рейнгольда Брокенхиельма
Основные возражения, выдвигаемые философами против аргументаций существования бога
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Появление двух основных позиций в понимании соотношения мистицизма и религии
Возникновение истоков представления о неинтеллигибельности мистицизма
Попытки западных исследователей мистицизма описать «движение мистического опыта»

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания