Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Какие есть проблемы смысла языка религии

Язык религии в широком смысле слова – это все языковые компоненты, используемые в религиозной идеологии, теории и практике. Как правило, объектом философского исследования становится лишь языковое выражение фундаментальных вероучительных положений – «верования» – чаще всего христианской традиции.

В рамках философии религии идут споры о том, следует ли под языком религии понимать какой-то особый «религиозный язык» или «религиозное использование языка». В настоящее время в общем преобладание получает точка зрения, четко сформулированная Питером Донованом. Донован признает, что можно говорить и о религиозном использовании языка, и о религиозном языке. «Но лучше, – считает он, – выражение «религиозный» использовать не как прилагательное, обозначающее определенный вид языка, а как наречие, т. е. указывая способ, каким заставляют работать язык».

Ключевой проблемой аналитической философии религии стала проблема смысла языка религии. Эта проблема в общем, а не только применительно к языку религии заключается, по мнению советского исследователя Р. И. Павилёниса, «в указании критериев осмысленности языковых выражений, в выявлении соотношения осмысленного и бессмысленного, осмысленного и истинного или ложного, осмысленного и грамматически правильного».

Постановка проблемы смысла языка религии означает для аналитической философии религии по существу постановку проблемы смысла религии, поскольку религия рассматривается как преимущественно языковая деятельность, а сердцевину религии образуют, как считают, верования, носящие форму высказываний. Соответственно анализ смысла таких высказываний есть анализ смысла религии.

Именно в процессе анализа смысла религиозных высказываний, в первую очередь тех, что выражают верования, аналитическая философия религии смыкается с философско-эпистемологическим исследованием религиозных верований. Нередко поэтому в настоящее время выражение «аналитическая философия религии» применяется и для обозначения эпистемологического анализа религии. С нашей точки зрения, эти подходы различны, хотя и очень близки во многих случаях, особенно в англоязычной литературе. Эту ситуацию наиболее целесообразно охарактеризовать как «континуум» между аналитической философией религии и философско-эпистемологическим анализом религии.

Определение проблемы смысла как ключевой при исследовании языка религии создает возможности как для типологического, так и для исторического членения аналитической философии религии.

Первый тип и соответственно определенный этап истории аналитической философии религии связан с попытками выработать какой-то фактуальный критерий смысла религиозных высказываний, который позволил бы жестко и априорно показать бессмысленность или по крайней мере нонкогнитивность религиозных высказываний, прежде всего теологических утверждений.

Ко второму типу, а также второму этапу истории аналитической философии религии относятся все те философские подходы к языку религии, что формировались как реакция на попытки установить жесткий смысловой критерий применительно к языку религии. К этому типу аналитической философии религии следует отнести все те концепции, которые представляют собой по существу развернутое философское указание на осмысленность языка религии. При этом смысл религиозного языка может пониматься очень разнообразно, хотя и в этом разнообразии довольно легко просматриваются определенные устойчивые образцы.

Указанные типы аналитической философии религии можно рассматривать как критический и как апологетический варианты аналитической философии религии. Первый тип наиболее полно и наглядно воплощен в логико-позитивистской теории смысла, а логико-позитивистское отрицание осмысленности религиозного языка представляет собой самую радикальную критику религии в современной западной философии. Понятно, что это не могло не привести к появлению различных апологетических концепций как в философии, так и в теологии.

Предложенная здесь типологизация аналитической философии религии несколько отличается от обычных. Эти последние воспроизводят принятое членение аналитической философии вообще применительно к аналитической философии религии. Соответственно аналитическая философия религии членится на философию религии логического атомизма, логического позитивизма и на философию религии на основе обыденного языка или на основе философии позднего Витгенштейна. Иногда это деление делают более дробным за счет введения, например, философии религии критического рационализма. Использованная типология по существу сохраняет обычную, но лишь укрупняет ее. Сделано это прежде всего с целью оттенить сердцевинную проблематику аналитической философии религии.


Также интересно:

Радикальные новации в философском исследовании языка религии
Философский антитеологический эмпиризм
Концепция «Логико-философского трактата»
Ранняя и поздняя философия Витгенштейна
Метафизика, как исследование природы реальности
Что означают фактуальные высказывания?
Проблема фактуального смысла религиозных верований
Подлинные ли фактуальные высказывания?
Философские экспликации смысла языка религии
Философско-религиозный перспективизм

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания