Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Эпистемологическое сопоставление религии и науки

Эпистемологический анализ в нынешних условиях неизбежно предполагает сопоставление религиозного знания и рассуждения с процессом и результатами научного познания. Это обусловлено тем, что научное знание в современной культуре признается парадигмой обоснованного и рационального знания, по крайней мере теоретического знания.

Эпистемологическое сопоставление религии и науки осуществляется в общем и целом с позиций когнитивизма – понимания религиозных верований как определенного фактуального знания, т. е. как знания о том, какова объективная действительность. Практически отсутствуют работы, где такое сопоставление осуществлялось бы с противоположных, нонкогнитивистских позиций. Эпистемологическое сопоставление религии и науки с точки зрения нонкогнитивизма не имеет особого смысла, поскольку не имеет смысла сопоставлять в одной плоскости две совершенно различные функции.

Сопоставительный эпистемологический анализ с позиций когнитивизма предполагает, что наука и религия рассматриваются как два различных вида познавательного отношения к действительности. Этот анализ отличается от сопоставления содержания научных и религиозных представлений о бытии. Преимущественное внимание к религиозным верованиям, казалось бы, диктует философии религии необходимость сопоставления этих верований с системами других верований, соответственно сопоставления теологических построений с другими концептуализациями действительности, в первую очередь с научными теориями. Тем не менее современная философия религии на деле не осуществляет содержательного сравнения системы религиозных верований со светскими воззрениями на мир. Сейчас такое сопоставление осуществляет, как правило, нефилософская апологетика.

Объектом рассмотрения становится религия как спонтанное, хотя и выражаемое в системе верований, отношение к бытию. Религия не берется в своей доктринально-теологической форме. Эпистемологическое сопоставление религии и науки, даже осуществляемое с апологетическими целями, следует поэтому отличать от разнообразных попыток метафилософского анализа теологии. В рамках такого анализа осуществляется сопоставление теологии с наукой. Очень важно отметить при этом, что метатеологическая рефлексия осуществляется в основном средствами современной философии науки.

По существу речь идет о проверке научного статуса теологии в соответствии с критериями научности, указываемыми современной философией науки. Такая проверка осуществляется, как правило, самими теологами, причем теми, кто стремится представить теологию теоретической дисциплиной, соответствующей будто бы критериям научной респектабельности. Конкретно речь идет о таких истолкованиях результатов и методов современной философии науки, которые бы позволили теологии преодолеть демаркационный барьер, который философия науки воздвигла или стремится воздвигнуть между наукой и другими разновидностями интеллектуально-духовной деятельности человека. Подобные усилия призваны,- в числе прочего, обосновать правомерность существования теологических факультетов в рамках университетов.

Подтверждение научного статуса теологии, провозглашение теологии полноправной наукой призвано нейтрализовать неизбежные негативные для религии последствия сопоставления с наукой. А в силу практически неоспоримого культурного и социального авторитета науки такое сопоставление осуществляется постоянно не только в рамках философии религии, но и вообще в общественном сознании.

Мы можем выделить два основных момента в философско-эпистемологическом сопоставлении религии и науки. Во-первых, это сопоставление носит форму уподобления религии науке, а не наоборот. Во-вторых, оно преследует главным образом апологетические цели, хотя в полной мере сохраняет исследовательский характер.

Ян Барбур в книге «Мифы, модели и парадигмы» осуществляет сопоставление использования моделей и парадигм в религии и науке. Это означает сопоставление религии и науки в методологическом плане. Барбур исходит из того, что «в двадцатом веке влияние науки на религию определяется не столько какими-то отдельными теориями, такими, как квантовая физика, теория относительности, астрономия или молекулярная биология, сколько воззрениями на науку как на метод».

В науке используются различные модели, выполняющие разнообразные функции. Барбур выделяет экспериментальные, логические, математические и теоретические модели. Особое внимание он уделяет теоретическим моделям, которые представляют собой «воображаемый механизм или процесс, постулируемый по аналогии с известными механизмами или процессами». Отношение таких моделей к реальности следует понимать в перспективе «критического реализма», т. е. их не следует воспринимать ни как буквальные образы реальности, ни как «полезные фикции». Эти модели являются «частичными и неадекватными способами представить себе то, что ненаблюдаемо».

Религиозные модели в некоторых отношениях подобны, как считает Барбур, научным моделям. В их основе также лежит аналогия между известным и неизвестным. Модели в религии обладают статусом, сходным со статусом научных моделей. И религиозные модели представляют собой частичные и неадекватные способы вообразить ненаблюдаемое. Они являются «символическими репрезентациями» тех аспектов реальности, к которым нет непосредственного доступа. Использование научных моделей для упорядочения наблюдений в чем-то имеет параллели с использованием религиозных моделей для упорядочения опыта индивидов и сообществ.

Наряду с подобиями Барбур вынужден признать и различия в использовании моделей в науке и религии. Так, религиозные модели выполняют и некоторые нон-когнитивные функции, что не делают научные модели.


Также интересно:

«Объективные» и «субъективные» характеристики науки по Барбур
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Философские воззрения Нормана Малкольма
Религия как выражение жизненных интересов человека
Противопоставления интерпретативных теорий религии объяснительным
Шесть базисных категорий религиозной концепции Дональда Кросби
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Функциональный анализ, как один из традиционных подходов в изучении религии

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания