Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Может ли слово «бог» осмысленно использоваться в философских контекстах

Всякий философский разговор о боге, какими бы средствами он ни велся, должен дать ответ на важнейший вопрос о том, может ли слово «бог» осмысленно использоваться в философских контекстах. Необходимо установить, изменяется ли что-либо, если метафизическая первопричина, «субсистирующее бытие» и т. п. получают название «бог».

Ответ на этот вопрос всегда представлял огромную и основную трудность для конфессиональной философской теологии, поскольку нелегко отождествлять метафизическую идею божества, концептуализируемую ею, с богом религии. В современном философском богопознании этот вопрос по существу обходится, что свидетельствует еще раз о размывании границ между догматическим и философским богопознанием.

Для внеконфессиональной философской теологии, отказывающейся от соотнесенности с библейским содержанием, а также от традиционных критериев божественности, основные трудности заключаются в нахождении таких критериев, которые могли бы подтвердить божественность реальностей, концептуализируемых в качестве таковых.

Всякое развернутое философско-теологическое построение содержит определенную концептуализацию отношений между божеством и миром. Это вытекает из самой сути философского богопознания, исходящего, по определению, из «естественной» действительности, из «естественного» опыта человеческого существования. Человеческое рассуждение о божестве не может не соотноситься с человеческими условиями существования, человеческим бытием в мире, а соответственно и с самим миром.

Философия традиционно представала как наиболее полное и интенсивное осмысление человеческого существования, и философско-теологическое теоретизирование в полной мере воплощает в себе эту сущностную характеристику философии. Сама претензия философии в какой-то мере связать представления о божестве с определенными человеческими критериями разумности наглядно свидетельствует об этом.

Конфессиональная философская теология в своем понимании отношений между богом и мирской действительностью исходит из определенных устоявшихся представлений о природе этих отношений. Какие-то вариации возможны только в известных пределах.

В христианской теологической и философской традиции вопросы отношения между богом и творением, богом и миром, разумеется, играли очень значительную роль. В процессе многовекового напряженного осмысления этих вопросов была разработана дифференцированная типология отношений между богом и миром. Эта типология опирается на два источника – библейские представления и философскую рефлексию.

Христианская теологическая традиция при определении отношений между богом и миром всегда стремилась избежать двух крайностей: пантеизма, т. е. отождествления бога и мира, с одной стороны, и дуализма, т. е. полагания бога и мира как двух совершенно раздельных, различных видов бытия – с другой.

Современные концептуализации отношения божества и мира в конфессиональной философской теологии сводятся, как правило, к воспроизведению соответствующих традиционных позиций. Эти позиции более или менее развернуто формулируются и иллюстрируются посредством историко-философского и историко-теологического экскурса.

Основные понятия, в которых конфессиональная теология во всех ее разновидностях осмысляет отношения между богом и миром, – это понятия «теизм», «пантеизм» и «панентеизм». Теизм подчеркивает полную независимость и самодостаточность бога. Только теизм в полном смысле утверждает творение мира богом. Пантеизм утверждает тождество бога и Вселенной. Бог предстает как универсальное присутствие, но не представляется как какая-то конкретная сущность.

В настоящее время нередко дискутируется вопрос о том, как квалифицировать отождествление бога не с тотальностью сущего, а с базисной структурой реальности, или с «основой бытия». Панентеизм не отождествляет бога с космосом, но и не разделяет их. Сущее есть часть бога, но не сам бог. Все эти виды понимания отношений между богом и миром имеют множество концептуальных нюансов.

Внеконфессиональная философская теология определяет характер отношений между божеством и миром, исходя только из своих концептуализаций природы божества и мира. Он может определяться в терминах традиционной типологизации этих отношений или в каких-то новаторских терминах.


Также интересно:

Основные типы современных философских учений о боге
Современный философский теизм
Условия существования человека определяют условия познания мира и бога
«Общая базисная структура» доказательства существования бога
Доказательства существования бога разработанные Беком
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Экзистенциально-онтологический теизм Джона Маккуори
Как понимает Маккуори функции философской теологии в отношении теологии откровения
Концепции Маккуори в использовании философско-онтологического подхода при рассмотрении природы бога
В чём заключается цель философско-религиозной концепции Вельте

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания