Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Израиль – одичавший виноградник

Слушайте же слово Господне, которым Он начинает вторую часть курса святости. «Я есмь истинная виноградная Лоза» (15,1).

Чтобы понять смысл этой метафоры, обратимся к ветхозаветной истории, ибо образ виноградника встречается на страницах Священного Писания, написанных за много столетий до Тайной Вечери. Бог избрал народ Израилев, чтобы тот был Его наместником на земле, и Он так говорит о Своих намерениях для святого народа:

«Воспою Возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозди, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем;разрушу стены его, и будет попираем. И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его; и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль» (Ис. 5,1-7).

В этой песне любви Бог представляется виноградарем, заботившемся о лозе в надежде на добрые плоды. Языком поэзии передаются события, которые произошли на самом деле. Бог вызволил еврейский народ из Египетского рабства, дав ему познать Свою освобождающую силу. Он вел сынов Израилевых по пустыне, питая небесным хлебом, манной, которую прежде вкушали лишь ангелы. Он милостиво позволил этому народу построить скинию, прекрасную и многоцветную, с роскошной золотой утварью, чтобы слава Его пребывала среди людей. Он дал им Свой святой Закон, который просвещал разум и направлял их дела, чтобы чистота и духовное богатство воссияли среди развращенного языческого мира, погруженного в нелепое и возмутительное идолопоклонство. Затем Он насадил Израиль, как лозу, в земле Ханаанской и оградил его от бед и тревог стеной Своего могущества, неустанно одаривая его благодеяниями. В ответ же Бог ожидал доброго винограда - плодов праведности, милости, доброты и любви. Он ожидал, что они будут друг с другом поступать так же, как Он поступал с ними. Он избавил их от рабства - и они должны были проявлять милость к своим рабам, давать им отдых в седьмой день недели, относиться к ним, да и ко всякому ближнему с состраданием и справедливостью, чтобы все окрестные народы познали, каков Бог Израилев; чтобы они вкусили и увидели, как благ Господь; чтобы утолили жажду праведности и восхвалили Бога истинного, как утоляет ее измученный путник, находящий на виноградной лозе спелые грозди и восславляющий Господа, сотворившего эти спасительные плоды.

Кроме того, Бог воздвиг пророков в Израиле, чтобы народы познавали Его не только через дела, совершаемые израильтянами. Глас пророков звучал над святой землей, и эти богодухновенные слова были записаны в книге, называемой ныне Ветхим Заветом. Слышавший и читавший слова пророков слушал и читал Слово Самого Бога.

Насколько же успешным оказался такой замысел? Примеры осуществления его известны. И по сей день мы приходим к древней лозе и вкушаем сладкие плоды Божьей любви. Мы находим такие спелые грозди в жизни богобоязненной женщины Анны (1 Цар. 1,1-28). Или в псалмах царя Давида: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31,1-2). Эта роскошная гроздь выросла из личного опыта Давида, ибо он, впав в омерзительный грех, познал милость прощения Божия. Прощение не просто вернуло радость Божьего спасения самому Давиду, но через него огромное облегчение и утешение нашли миллионы людей, которые читали этот псалом, слышали в нем глас Бога живого и ощущали милость Божью.

Плоды, взращенные Господом Богом на лозе Израильской. – это и пророчества раба Его Исайи, которые вдохновляли многие поколения верующих. «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53, 6). Эти слова указывали путь к Лозе Истинной: «Покупайте без серебра и без платы вино и молоко вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис. 55, 1-2).

Утомленные рабы Божьи в изнеможении своем дотянутся до другой плодоносящей грозди с ветви истинной: «...А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40, 31). Чувствовалось, что слова эти написаны не кабинетным богословом. Бог призвал Исайю к долгому и трудному служению. Этот человек видел сынов Израильских во времена их отступничества (6, 9-13), когда сердце народа огрубело, а уши отказались слушать пророческие увещевания. Можно было бы ожидать, что Исайя падет духом, не будет видеть смысла в своем служении. Но он был ветвью, черпавшей силы из Самого Источника жизни - Бога, Который не утомляется и не изнемогает. Несмотря на все неудачи, Исайя не поддался унынию. На его ветви выросли плоды, уже много веков дающие утешение и силы рабам Божьим.

На древней лозе израильской было немало плодоносящих ветвей, как крупных, так и малозаметных; как пророков Божьих, так и простых иудеев. И во дни Господа нашего были еще такие ветви. Это и известный всему Израилю Иоанн Креститель, и менее заметные, но не менее ценные Мария и Марфа, Анна и Симеон, приносившие «добрые грозды», угодные Богу и полезные людям.

Но грустно то, что народ Израиля оказался бесплодной ветвью. И считать так - не значит быть антисемитом. Сам Бог горевал над Своим любимым виноградником во дни Исайи: «...почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль» (Ис. 5,4.7). Религиозные обряды и жертвоприношения в храме превратились в красивую декорацию, за которой скрывалось беззаконие. Торговля основывалась на обмане и бесчестии, производство - на жестоком обращении с подневольными. Бедные жестоко притеснялись. Семейная и общественная жизнь были полны неверности и разврата, детоубийство стало обычным явлением. Призванные отражать в себе сущность Бога, иудеи исказили небесный образ до неузнаваемости и уже не могли являть окрестным народам истину о Боге живом. Неверность Израиля своему избранию вызвала Божий гнев, и во времена Исайи прозвучал Его голос: «Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его; и заростет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя» (Ис. 5, 5-6).


Другие уроки Христа:

Истинная лоза
Величие того, что Господь сделал для нас (Gods provision)
Виноградарь и ветвь не приносящая плода
Работа виноградаря и что ожидается от ветвей
Виноградарь и плодоносящая ветвь

В школе Христа:
Содержание
Путь Христа и его учение
У школьных дверей
Школа и уроки
Что такое возрождающее омовение
Что происходит, когда верующий грешит?
Сущность святости и нечистивости
Явление Славы Божьей
Петр: наглядный урок для нас
Христос – образец поведения для нас
Обитель для Отца и Сына в наших сердцах
Израиль – одичавший виноградник
Работа виноградаря и что ожидается от ветвей
Виноградарь и плодоносящая ветвь
Жизнь виноградной лозы: урок о характере Христовой любви
Дружба как взаимное отношение
Ветхозаветное предостережение
Источник истины, на которую Святой Дух наставит апостолов
Таинственное откровение
Важнейшее в учении о самом Иисусе Христе
Сын отчитывается перед Отцом
Сын молится о сохранении веры своих учеников
Камень преткновения конфессиональных ярлыков


cbd free shipping