Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Путь Христа и его учение

Если вы спросите у случайных людей, что такое христианство и что оно значит для тех, кто принимает его всерьез, вы, вероятно, получите самые разные ответы. Одни скажут вам, что это религия со своей системой ритуалов и процедур, таких как крещение, литургия, молитва и пост, которые человек осуществляет, чтобы обрести, а затем поддерживать расположение к себе Бога. Для других это прежде всего моральный закон, или принципы этики, которые заложены Христом, и служат тому, чтобы научить нас правильному взаимодействию с другими людьми и правильному подходу к практическим делам. Но те основополагающие христианские тексты, которые называются Новым Заветом, показывают, что христианство – это нечто гораздо большее, чем все выше перечисленное. Христианство – это Благая весть о пути, следуя которым, любой, кто пожелает, может приобрести прямой, личный (кто-то назовет его «мистическим») опыт Бога и вступить с Ним в отношения неисчерпаемой глубины. Предметом этой книги как раз и является описание опыта жизни, осененной общением с Богом, иногда называемого «духовной жизнью» (spirituality) или «мистикой» (mysticism). В христианском мире – как на Западе, так и на Востоке стремление к духовной жизни имеет долгую историю. На протяжении веков это стремление то усиливалось, то ослабевало. Иногда оно угасало под напором мирской жизни, иногда его разрушали суеверия. Бывали времена, когда оно практически исчезало в результате преследований христиан. Но оно никогда не исчезало полностью. И теперь, когда во многих странах преследования христиан ослабели, и в то же время обнаружилась ограниченность материалистической философии, потребность в духовной жизни становится все более острой. Поэтому крайне своевременно сейчас обратиться к самому источнику христианства, то есть понять, чему учил в этой области Сам Христос.

Основная часть Его учения была преподана не тогда, когда Он общался с большими скоплениями людей, а тогда, когда он учил в узком кругу апостолов, которые были убеждены в том, что Он Сын Божий и потому были готовы воспринимать Его учение и безоговорочно следовать ему. В этом смысле учение Христа можно назвать эзотерическим. Но только в этом смысле – ибо речь идет не о существовании двух разных уровней христианства: низшего, упрощенного – предназначенного для масс, и высокого, усложненного – предназначенного для закрытой привилегированной группы. Подобное противопоставление было бы позором для подлинного христианства. Согласно Новому Завету, первые христианские церкви были известны пестротой своего состава. Одни члены этих церквей были иудеями, привыкшими к постоянному посещению синагоги и строгим религиозным установлениям. Были в них и люди других национальностей, вырвавшиеся из языческой и, обычно, безнравственной среды. Встречались и богатые и глубоко образованные люди. Многие были рабами, не имевшими элементарного образования. Но обращаясь к ним со своими посланиями, апостолы всех их без исключения называли «святыми» (см., напр.: Еф. 1, 1; Кол. 1,2; 1 Кор. 1,2). В Новом Завете «святой» - это не какой-то выдающийся в своем аскетизме религиозный человек, а тот, кто понял, что бесполезно стремиться своими собственными усилиями достичь святости, и просто принял от Бога дар святости, то есть тот, кто может прямо сказать о себе словами апостола Павла, что он «во Христе Иисусе», что Христос сделался для него «премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1, 30).

Таким образом, если мы называем учение Христа о духовности эзотерическим, это не означает, что оно насыщено сложными абстрактными понятиями, заимствованными из чуждых сознанию обычного человека языческих концепций, доступных только узкому кругу философски образованных людей. Напротив, особой причиной радости Христа было то, что Господь скрыл свои секреты от людей «мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лук. 10, 21). Христос как Учитель, в отличие от индуистского гуру, не требует овладения специальной техникой психического самоконтроля, Он не требует также бесконечного повторения мантр или молитв, сопровождающихся специальными дыхательными упражнениями, Он не требует от Своих учеников аскетизма, на который способны лишь немногие. Те дисциплины, которым обучает Христос, предназначены для всего Его народа от самых простых людей до самых великих. Над входом в Его школу висит надпись, которая призывает: «Прийдите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. 11,28-30).

В заключение Предисловия мне остается выполнить свой приятный долг – поблагодарить переводчиков этой книги – Татьяну Барчунову и Леонида Трофимова. Их предыдущие переводы моих работ были тепло встречены русской аудиторией, которая оценила простоту и ясность их литературного стиля. Я уверен, что читатели этой книги разделят мое чувство признательности к этим людям.

Дэвид Гудинг Февраль 1997 г.


Другие уроки Христа:

У школьных дверей
Соседи по парте
Школа и уроки
Время и место проведения уроков
Уверенность Учителя

В школе Христа:
Содержание
Путь Христа и его учение
У школьных дверей
Школа и уроки
Что такое возрождающее омовение
Что происходит, когда верующий грешит?
Сущность святости и нечистивости
Явление Славы Божьей
Петр: наглядный урок для нас
Христос – образец поведения для нас
Обитель для Отца и Сына в наших сердцах
Израиль – одичавший виноградник
Работа виноградаря и что ожидается от ветвей
Виноградарь и плодоносящая ветвь
Жизнь виноградной лозы: урок о характере Христовой любви
Дружба как взаимное отношение
Ветхозаветное предостережение
Источник истины, на которую Святой Дух наставит апостолов
Таинственное откровение
Важнейшее в учении о самом Иисусе Христе
Сын отчитывается перед Отцом
Сын молится о сохранении веры своих учеников
Камень преткновения конфессиональных ярлыков