Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Проблема фактуального смысла религиозных верований

В настоящее время философские дискуссии вокруг фактуальной эмпиристской теории смысла утратили остроту, нельзя утверждать, что они находятся в центре внимания даже аналитических философов. Тем не менее проблема фактуального смысла религиозных верований сохраняет живое присутствие в современной философии религии.

В последние годы эта проблема ассоциируется чаще всего с творчеством Кая Нильсена, позиции которого нередко квалифицируются как «смягченный неопозитивизм».

Суть позиции Нильсена заключается в том, что вряд ли можно обладать верой в бога, если нет какого-то разумного понимания того, во что или в кого следует верить. Вера требует по крайней мере какого-то понимания. Поэтому ключевой вопрос в нынешних затруднениях христианского, иудейского и исламского верования в существование бога – это вопрос о том, обладает ли «не антропоморфная речь о боге» достаточным смыслом для того, чтобы сделать веру «разумным выбором».

Для ответа на вопрос об осмысленности «речи о боге» требуется какой-то критерий. Нильсен исходит из следующего критерия смысла. Должно быть засвидетельствовано какое-то отношение между актуальным или возможным опытом и когнитивно осмысленными утверждениями. Это означает, что верующий должен показать, что по крайней мере один какой-то опыт может свидетельски подтвердить или опровергнуть истину или ложность религиозных высказываний. «Для того чтобы понять, что мы говорим, когда говорим о боге, – отмечает Нильсен в книге «Введение в философию религии», – наше понятие бога должно иметь какую-то эмпирическую опору». Это означает, что должна существовать возможность указать, по крайней мере в принципе, что могло бы свидетельствовать за или против истины того высказывания, что есть какое-то существо, трансцендентное по отношению к миру и совершенно независимое от мира. Позитивисты, напоминает Нильсен, утверждают, что подобное высказывание вообще нельзя подтвердить или опровергнуть даже в принципе Н поэтому такое высказывание лишено фактуального значения.

Конечно, признает Нильсен, верующий может не проявлять желания заниматься философской теологией. Он вправе считать, что нет нужды искать подтверждение или обоснование для своих верований посредством апелляции к эмпирическим свидетельствам или посредством философской и теологической аргументации. Но ведь речь идет, как подчеркивает Нильсен, не об обосновании или о подтверждении истинности этих верований. Принципиальный вопрос заключается в том, обладают ли они вообще тем смыслом, каким их наделяют верующие, т. е. обладают ли они каким-то фактуальным содержанием. Ведь если они лишены такого содержания, то являются 1) не тем, чем считают их верующие, 2) лишены достоверности, которой их обычно наделяли религиозные люди.

Не следует отождествлять религию с ее доктринальными формулами. «Тем не менее доктрины сохраняют ключевое значение и служат предпосылкой многого того, что делают религиозные люди». А определить, имеют ли эти формулы какое-то фактуальное содержание, можно только с помощью фактуального критерия смысла. Поэтому «эмпиризм в религии еще не сказал своего последнего слова».

После рассмотрения наиболее репрезентативных неопозитивистских воззрений на религию и теологию попытаемся резюмировать логико-позитивистские философско-религиозные позиции. Это предполагает прежде всего попытку реконструкции логико-позитивистской теории языкового смысла применительно к религии и теологии.


Также интересно:

Подлинные ли фактуальные высказывания?
Философские экспликации смысла языка религии
Философско-религиозный перспективизм
Философско-религиозная Программа философии обыденного языка
Концепция «Неовитгенштейнианская философия религии»
Понятия «языковая игра» и «форма жизни»
Две основные позиции современной философии религии Филлипса
Эпистемологическое изучение религиозных веровании
Методологическое обоснование философско-эпистемологических исследований религии
Религиозная концепция верований Уиби

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


sky customer telephone number