Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении

Изучение религиозного опыта в современной западной философии религии в основном носит форму исследования мистического опыта, исследования мистицизма, рассматриваемого нередко как «парадигма» религиозного опыта. При этом, однако, философское изучение мистицизма образует относительно автономную область исследований, в чем-то совпадающую, а в чем-то расходящуюся с общим изучением религиозного опыта, о котором только что шла речь.

Можно указать несколько причин такого обособления. Одна из основных заключается в том, что мистический опыт в общем и целом понимается как качественно отличный от «обычного религиозного опыта». Правда, как мы увидим, западные исследователи не сумели добиться весомых результатов в определении таких различий.

Другая важнейшая причина связана с тем, что изучение мистицизма носит преимущественно компаративистский характер. Здесь наряду с факторами, обусловленными интернационализацией религиозной жизни, важную роль играет то обстоятельство, что исследователи мистицизма могут опереться на результаты интенсивного изучения внеевропейских культур и религии и вообще на исследовательский опыт в индологии, буддологии, синологии и т. д. Сегодня общетеоретические проблемы в изучении мистицизма решаются главным образом на компаративистской основе. При этом наиболее интенсивно используются свидетельства из индуистской, буддийской, иудаистской, христианской и исламской традиций.

Западная религиоведческая компаративистика, в том числе сравнительное изучение мистицизма, опирается на целый ряд культурологических, антропологических, философских посылок. К числу важнейших относятся: идея о принципиальном сходстве человеческого опыта, религиозного в том числе, обусловленном в конечном счете одинаковостью бытийной ситуации человека; идея о том, что один и тот же опыт может получать исключительное разнообразие в выражении, не меняя при этом свою природу; определенные герменевтические представления относительно возможности межкультурного понимания смысла и способов отношения к миру в различных культурах, включая соответствующие религиозные традиции. Эти и некоторые другие посылки не подвергаются, по крайней мере при изучении мистицизма, серьезной методологической рефлексии.

Главные совпадения с общим исследованием религиозного опыта состоят в стремлении проверить, может ли мистический опыт служить средством удостоверить существование божественной реальности, как ее понимают различные религиозные традиции, а также в усилиях эксплицировать отношения между этим опытом и средствами его выражения.

Прежде чем приступить к анализу того, как изучается мистицизм в западной философии религии, целесообразно кратко обрисовать это явление как составную часть современной религиозной ситуации. В связи с этим следует прежде всего указать, как понимается мистицизм религиозными теоретиками и какие ожидания связываются с ним.

Мистический опыт традиционно воспринимается как самими мистиками, так и теми, кто судит о нем с их слов, как опыт непосредственного, живого контакта с так или иначе представляемой высшей, божественной реальностью, с абсолютом. Такой контакт предстает в религиозном сознании как «единение» с этой реальностью, «растворение» в ней, «погружение» в нее, «восхождение» или «нисхождение» к ней. При этом состояния-переживания, так обозначаемые, воспринимаются как уникальные бытийные ситуации, как уникальные способы отношения к реальности, практически не имеющие аналогов в обычных сенсорных и интеллектуальных функциях сознания.

Разумеется, в различных религиозных традициях различно понимается сама божественная реальность, а также различно представляется характер мистического контакта с этой реальностью. Различно и отношение к мистицизму. Если в одних религиозных традициях мистический опыт вообще трудно и условно отделим от религиозно-метафизического опыта в рамках этих традиций, то в других, прежде всего монотеистических, традициях понимание мистицизма и соответственно отношение к нему никогда не были однозначными. Неоднозначность проистекала прежде всего из того факта, что это религии откровения, что предполагает известную нормативную регламентацию религиозного переживания. Мистический опыт может являться здесь, с одной стороны, как инстанция, подтверждающая принципиальные мифологические и доктринальные компоненты этих традиций, но с другой стороны, мистики могут выступать в качестве своего рода религиозных анархистов, ставящих под сомнение некоторые из этих компонентов. Но даже в последнем случае, как правило, признается своеобразное достоинство мистического переживания, и тем более высокодостойным представляется мистический опыт, содержание которого не расходится с принципиальным содержанием данной традиции.


Также интересно:

Появление двух основных позиций в понимании соотношения мистицизма и религии
Возникновение истоков представления о неинтеллигибельности мистицизма
Попытки западных исследователей мистицизма описать «движение мистического опыта»
Какие предпринимались попытки разработать универсальную типологию мистического опыта
Четыре типа экстравертивного мистицизма по Уильяму Уэйнрайту
Два вида интерпретации мистического опыта Смарта
Философская постановка проблемы онтологического и эпистемологического статуса мистического опыта
Философские концепции религиозной веры
Философские модели иудео-христианской веры
Почему «доверие» является наиболее характерной чертой веры

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания