Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


«Радикальная сомнительность действительности» - основа для философской теологии

Реализация программы философской теологии как действительно философской, т. е. исходящей из своих собственных проверенных предпосылок, возможна, только если будет обретена опытная основа для философской теологии. Такой основой, как считает Вайшедель, является «радикальная сомнительность действительности», предстающая как ее наиболее общая и глубинная характеристика.

Сомнительность реальности в целом проявляется в сомнительности отдельных реальностей, примерами которых могут служить жизненные неудачи, измены друзей и близких, быстротекучесть жизни, страх перед болезнями, смертью, потрясения от неожиданного и резкого нарушения привычного уклада вещей и т. п. Эти виды опыта, эти реальности не исчерпывают содержание совокупного опыта действительности. Однако они позволяют отчетливо осознать, что мир, в котором они встречаются, – «в высшей мере сомнительный мир».

Опыт сомнительности реальности обозначается как «фундаментальный опыт». Вайшедель вычленяет следующие основные смыслы этого опыта: 1) он несводим ни к какому другому, это последний опыт; 2) он определяет все бытие человека, так как «нерасторжимо связан с человеческим бытием»; 3) он может служить основой философствования. Философствование не вытекает с необходимостью из фундаментального опыта. Ответом на него могут быть различные экзистенциальные позиции – догматическая вера, скептицизм, равнодушие и т. д.

Однако адекватным ответом является, как подчеркивает Вайшедель, только «философствование как радикальное вопрошание», осуществляемое свободно, на основе «решающего выбора». Оно есть «исполнение смысла» указанного фундаментального опыта.

Вайшедель стремится к дальнейшему осмыслению «сомнительности реальности», приобретенной посредством опыта. Прежде всего он указывает на то, что сомнительным является само бытие действительности в целом, бытие всего сущего. Мысль не находит опоры ни в бытии, ни в небытии. Нельзя сказать: мир есть, но и нельзя сказать: мир не есть. «Опыт сомнительности, – отмечает Вайшедель, – не есть опыт небытия, это только опыт возможности небытия». Фундаментальный опыт является опытом сомнительности действительности в первую очередь потому, что она находится в колеблющемся состоянии между бытием и небытием. Всякое «есть» испытывается как находящееся под знаком и угрозой небытия и в то же время не исчезающее в него. Всякое «ничто» со своей стороны испытывается как находящееся в какой-то таинственной связи с бытием. Истина сущего – «колебание его действительности».

Обращаясь к вопросу о достоверности опыта, Вайшедель утверждает, что опыт тогда истинен и действителен, когда его содержание предстает как наличествующее и действительное само по себе, а не как нечто найденное или зависимое от нас. Реальность как сомнительность обладает требуемыми характеристиками.

Фиксация содержания опыта еще не есть его понимание. Понять что-то – значит прежде всего постичь условия его возможности. В первую очередь необходимо заменить чисто формальное выражение «условия возможности» конкретным понятийным обозначением, причем следует учитывать, что речь идет о «чем-то» предшествующем действительности. Обозначение «основа» неадекватно, поскольку может сложиться впечатление, что речь идет о статическом отношении сущей основы и обосновываемого сущего. Но «отрицание всякой вещной метафизики – настоятельный императив для современного мышления. Поэтому следует решительно подчеркнуть: в вопросе об условиях возможности радикальной сомнительности речь не идет о какой-то «сущей основе», и, так как радикально понимаемое понятие действительности заменено понятием сомнительности действительного, покинуто поле субстанционального метафизического понятия бытия».


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания