Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Связь философии мировоззрений с действительно существующими мировоззрениями

Искомая «философия мировоззрений» должна каким-то образом организовать различные компоненты религиоведческого комплекса. «Философия религии должна расшириться с тем, чтобы стать философией мировоззрений, – отмечает Смарт. – Она должна стать верхним этажом здания, средний этаж которого образует сравнительный и исторический анализ религий и идеологий, а нижний – феноменология, причем не только опыта и действия, но и феноменология символической жизни человека в целом».

Философия мировоззрений должна быть «реалистически» связана с действительно существующими мировоззрениями. Она должна осуществлять анализ структуры и истории таких мировоззренческих систем. Смарт проводит в связи с этим аналогию с философией науки, для которой оказалось очень благотворным сотрудничество с историей науки.

На основе истории и сравнительного изучения религий можно прийти к познанию определенной «логической структуры этих систем». Другими словами, может стать понятным характер связи между различными измерениями религии, а также характер связи между различными доктринальными компонентами.

Сравнительное изучение религии и светских идеологий возможно потому, по мнению Смарта, что они обладают некоторыми «общими фундаментальными свойствами». Смарт считает, что и религии и светские идеологии «демонстрируют тесную связь между теорией и практикой; не являются непосредственно верифицируемыми или фальсифицируемыми; требуют полной вовлеченности и приверженности, предлагают объяснение человеческой истории; предполагают этические принципы; обладают учением о природе человека; могут претерпевать определенное развитие в идейном и практическом плане; обладают эсхатологической ориентацией; имеют космологию; обладают теорией относительно генезиса религии». Если же кратко охарактеризовать то общее, что делает возможным сопоставление религий и светских мировоззрений, то можно сказать, что «как религии, так и идеологии направляют человека относительно смысла жизни».

Концепция Н. Смарта, несомненно, содержит масштабный проект сочетания философии религии и религиоведения. Однако в рамках этого проекта, именуемого «философией мировоззрений», остаются все же неясными функции философии религии. Все по существу ограничивается проектированием для нее будущей синтетической роли.

Подводя итоги, отметим следующее. Наша точка зрения заключается прежде всего в том, что современная философия религии не в состоянии выполнять содержательно-синтетические и методологические функции по отношению к комплексу религиоведческих дисциплин.

И религиоведческие дисциплины со своей стороны не проявляют никакой заинтересованности в философии религии. Это связано в основном с тем, что, по мнению религиоведов, философии религии практически нечего предложить конкретно-дисциплинарному изучению религии. Кроме того, религиоведы по-прежнему считают, что философское исследование религии не может быть объективным, нейтральным в ценностном отношении, «научным». В обоснование такого воззрения обычно ссылаются на то, что одной из основных, если не главной задачей философии религии является решение проблем истинности религии.

Очевидно, что существует тесная зависимость между научно-религиоведческим подходом к религии и общим пониманием природы, ценности и функций религии, распространенным в культурном сознании той или иной эпохи. Изучение религии всегда тесно связано с общим пониманием религии, господствующим в данную эпоху, в значительной мере определяется общим интеллектуальным и культурным уровнем развития общества.

Можно высказать предположение, что указанное общее понимание религии наиболее полно выражается в философии религии. Философия религии оказывает поэтому преимущественно опосредованное воздействие на религиоведческий комплекс.


Также интересно:

Разностороннее исследование системы религиозных верований
Возникновение спора между когнитивизмом и нонкогнитивизмом в рамках философско-эпистемологического исследования религии
Философия религии как философская теология
Конфессиональная и внеконфессиональная философская теология
Разные способы определения понятия «философская теология»
Существование и функции конфессиональной философской теологии
Как реализует себя философская теология внеконфессионального типа
Концепции, которые относятся к философской теологии
Метатеологические функции философской теологии
Два противоположных подхода к проблеме отношений между теологией и метафизикой

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания