Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философская процесс-теология

Процесс-теология представляет собой одно из самых заметных теологических движений последних десятилетий, прежде всего в англоязычных странах. Влияние этого движения обусловлено в первую очередь тем, что оно опирается на теологический рационализм, учитывающий ключевые факторы и тенденции современной культурной жизни.

Так процесс-теология подчеркивает свое приятие науки и даже связь с ней. Более того, некоторые ее ведущие представители были учеными. Как известно, рассогласование традиционных теологических построений с естественнонаучным знанием явилось одной из важнейших причин кризиса христианской теологии и вообще религиозной идеологии. А процесс-теология предстает, по крайней мере у Сэмюэля Александера и Альфреда Норта Уайтхеда, как философско-теологическая космология.

Ядром процесс-теологии во всех ее вариантах является «процесс-теизм», теистическое «процессуальное понятие бога». Самое важное заключается в том, что процесс-теология выдвигает претензию на преодоление ряда принципиальных изъянов традиционного теизма.

При рассмотрении процесс-теологии мы исходим из различения философской процесс-теологии и систематической процесс-теологии. Такое различение по существу присутствует в рамках процесс-теологии как движения. Философская процесс-теология ориентирована на создание философского учения о боге в традиционном понимании этого термина, ее нерв образует дискуссия с классическим философским теизмом. Систематическая же процесс-теология, как и всякая христианская систематическая теология, стремится еще и к разработке тринитарной, христологической проблематики.

Процесс-теология является философской теологией, поскольку ее исходным материалом выступают прежде всего опыт, мир, естественная действительность. В этой действительности действительными являются процессы, события, а не субстанции мира. Процесс означает не только переход к какой-либо актуальности, процессуальным по природе надо считать существование и жизнь всех актуальных событий.

Весь космический процесс предполагает бога как творца и как творческую силу. При этом процесс-теологи придерживаются разных воззрений относительно того, включен ли сам бог в этот процесс, или он сохраняет полную автономию по отношению к творению.

Рассмотрение процесс-теологии в данной работе имеет хронологические ограничения. Свою задачу автор видит в анализе состояния этой философско-теологической концепции в 70–80-е годы. Кроме того, вне нашего внимания остаются и попытки ее применения за пределами собственно философского учения о боге.

В последние десятилетия философская процесс-теология носит преимущественно форму разработки наследия Альфреда Норта Уайтхеда и Чарльза Хартшорна. При этом она носит не столько конструктивный характер, сколько характер сопоставления с другими философско-теологическими позициями и защиты этого наследия от критики. Важное значение имеет то обстоятельство, что Хартшорн продолжает участвовать в философской дискуссии.

Определенное воздействие, хотя и значительно уступающее влиянию Уайтхеда и Хартшорна, оказывает на современную процесс-теологию философия Сэмюэля Александера (1859–1938). Эта философия считается одной из крупнейших попыток создания универсальной метафизической системы.

Основным в метафизике Александера является, по общему мнению исследователей, всеохватывающая схема «эмерджентной эволюции». Основание этой схемы располагается «ниже» физико-химического уровня, точнее, на субматериальном уровне – это само «пространство-время». Оно динамично, конституируется множеством точек-мгновений. Из него как из чего-то первичного возникает все. Следующий уровень – материя. Из материи возникает жизнь, но не как эпифеномен, а как новый уровень сложности. Есть разные уровни жизни, и на уровне организмов с высокоразвитой нервной системой появляется сознание. У Александера появляется еще один уровень – божество. Здесь цель эволюционного процесса. Таким образом, бог вводится Александером в сам эволюционный процесс как его высшая цель.

Идея бога у Александера носит новаторский характер. Александер утверждает, что бог, как и все, имеет физический и сознательный аспекты. Его тело – это все пространство-время, так что включает все конечные сущие. В этом отношении бог имманентен, а учение Александера – пантеизм. Но бог трансцендентен в своей божественности. Носителем этой трансцендентности является та часть Вселенной, которая еще «впереди».

Александер проводит различие между богом и «божеством». В философии Александера божество обозначает своеобразный теологический процесс самореализации бога. Божество трансцендентно по отношению к Вселенной, к пространству-времени. Бог в процессе эмерджентной эволюции Вселенной движется к божеству как к некоей вечной цели. С определенными оговорками можно сказать, что бог есть Вселенная, устремленная к божеству. Она устремлена к реализации возможностей, содержащихся в божестве, но мировой процесс, соответственно бог, никогда не реализует всех возможностей, т. е. не становится божеством в полной мере.


Также интересно:

Философское учение о боге, созданное Уайтхедом
«Неоклассическая метафизика» и «неоклассический теизм» Хартшорна
Соотнесения природы бога с космическим процессом в философско-теологической концепции Хартшорна
Доктрина панентеизма занимает центральное место в религиозно-философской системе Хартшорна
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Венец концепции Вайшеделя «в эпоху нигилизма»
«Радикальная сомнительность действительности» - основа для философской теологии
Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания