Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Школа и уроки

Не все уроки Христос преподал в одном и том же месте, и на то были причины. Дело в том, что к святости можно подходить с разных сторон. С одной стороны, это любовь к Триединому Богу и преданность Ему, общение с Ним и Его любовь к нам. Мы стремимся познать Его волю и замысел. Мы открываем наши сердца трем Личностям Пресвятой Троицы, так же как Они однажды откроют для нас небеса. Неудивительно, что об этом Христос счел уместным рассказать, уединившись с учениками в тихой, отгороженной от мира горнице, где они собрались для совершения Пасхи. И когда они по восточному обычаю возлегли вокруг стола, соединив свои сердца за священной трапезой, Христос показал им, что святость-это не столько скрупулезное соблюдение уставов и заповедей (хотя необходимость этого нельзя отрицать), сколько любовь, рождающаяся в наших сердцах в ответ на любовь Божию, которую Он явил нам через Сына Своего, Иисуса Христа.

Но у святости есть и иная сторона, ибо истинная святость не отрешает нас от жизни и не отгораживает от мира как духовных затворников. Истинная святость побуждает учеников Христовых идти в этот, враждебный Богу, грешный мир. И именно в таком мире они должны жить, свидетельствуя о Христе, прославляя Бога, являя в себе Его святость; они призваны преграждать путь греху, но делать это, излучая любовь Божию ко всякой твари, какой бы грешной она ни была. Намереваясь преподать ученикам эту сторону святости, Господь вывел их из уютной, безопасной горницы на ночные улицы Иерусалима, где, казалось, самый воздух был пропитан ненавистью: Его враги вместе с предателем Иудой замышляли погубить Учителя. Именно здесь, на городских улицах по пути к Гефсиманскому саду, где Христос будет взят под стражу и уведен навстречу смерти, Он счел уместным учить этой, второй, стороне святости.

Сразу следует оговориться: учение Христа о святости предстает перед нами не в виде замысловатых отвлеченных рассуждений, понятных лишь хорошо подготовленным философам или богословам. Его уроки просты, и такими их могла сделать только божественная мудрость Христова. Это-печать гениальности Творца, Который способен открыть Себя умам и сердцам самых скромных и простых его созданий. И хотя уроки изобилуют подробностями, главные темы обеих частей курса всегда ясно очерчены и понятны. Но даже мелкие подробности легко различить и понять, когда мы обнаружим, что многое из того, что будет преподано в первой части курса, повторяется и во второй (сопоставление приводится в соответствующей главе).

Для многих основная трудность будет, по-видимому, заключаться не в понимании учения Христа о святости, а в следовании ему. Представление о «святом» как о человеке, изнурившем себя многолетними суровыми религиозными подвигами и почти нечеловеческим воздержанием от всего, что несет в себе хотя бы намек на удовольствие, чтобы только достигнуть, наконец, какого-то необыкновенно высокого уровня благочестия, приводит таких людей к выводу, что они не способны нести эту ношу.

Но такое представление о пути к святости серьезно искажает учение Христа. Прислушайтесь к словам, которые Он обращает к каждому, кто пожелает сесть за парту в Его классе:

«Прийдите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. И: 28-30).

Действительно, Христос ожидает от Своих последователей соблюдения Своих заповедей и усердия в претворении их в жизнь. Но почему это иго оказывается благим, а бремя-легким, станет ясно из последующих уроков. Важно то, что каждый серьезный шаг на пути к святости достигается не тем, что совершим мы во имя Христа, но тем, что совершает Он ради нас, то есть, не

нашими усилиями, а Его властью. Ведь Христос не просто призывает нас жить подобно Ему: сперва Он вкладывает в нас семя Своей жизни, даруя нам возможность и способность жить такой жизнью. Подумайте сами, разве справедливо требовать от человека написания симфонии, если он не наделен музыкальным слухом? Мы увидим, что самый первый урок о святости, преподанный нам Христом, таков: у Христа есть власть послать нам Духа Святого, без которой мы никогда не смогли бы начать новую, святую жизнь (гл. 13).

Далее Иисус просит нас впустить Его в наши сердца, но прежде объявляет, что Сам пойдет на небеса, чтобы сотворить нам обитель в царстве Отца, и обещает, что вернется за нами. (гл. 14).

Да, Он будет ожидать плодов Святого Духа-любви, радости, мира, –во всех наших делах. Но это не будут плоды наших самостоятельных усилий. Не мы являем собой Лозу, дающую такие плоды, но Он. Мы-лишь ветви, принимающие от Него жизнь, благодать и долготерпение, которые и позволяют ветвям приносить плоды (гл. 15).

Последователи Христа призваны мужественно свидетельствовать о Нем во враждебном им мире. Но ответственность за выполнение этой заповеди лежит прежде всего не на них, а на Духе Святом, посланном Отцом во имя Христово ради всего мира. Ученики Христовы-лишь помощники Духа, их ведущего (гл. 16).

При таких условиях каждый может стать святым! Продолжим же наш разговор уже в стенах школы Христовой, куда мы войдем, перевернув страницу.


Другие уроки Христа:

Время и место проведения уроков
Уверенность Учителя
Атмосфера на уроках
Возрождающее омовение
Чему нас учит притча – действие об омовении ног

В школе Христа:
Содержание
Путь Христа и его учение
У школьных дверей
Школа и уроки
Что такое возрождающее омовение
Что происходит, когда верующий грешит?
Сущность святости и нечистивости
Явление Славы Божьей
Петр: наглядный урок для нас
Христос – образец поведения для нас
Обитель для Отца и Сына в наших сердцах
Израиль – одичавший виноградник
Работа виноградаря и что ожидается от ветвей
Виноградарь и плодоносящая ветвь
Жизнь виноградной лозы: урок о характере Христовой любви
Дружба как взаимное отношение
Ветхозаветное предостережение
Источник истины, на которую Святой Дух наставит апостолов
Таинственное откровение
Важнейшее в учении о самом Иисусе Христе
Сын отчитывается перед Отцом
Сын молится о сохранении веры своих учеников
Камень преткновения конфессиональных ярлыков


e liquids