Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Виноградарь и плодоносящая ветвь

«...И всякую [ветвь], приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Иоан. 15, 2-4).

Небесному Виноградарю нетрудно угодить: Он милосердно принимает от верующего каждый ничтожный труд, каждый неприметнейший духовный дар. Но при этом Виноградарь не останавливается на достигнутом и потому Его сложно удовлетворить. Если ветвь начинает приносить плоды, Виноградарь очищает ее, чтобы этих плодов было еще больше.

Смысл очищения ветвей

Как же на практике выглядит это очищение виноградной ветви и как оно совершается?

Обычно на этот вопрос отвечают просто: «Здесь идет речь о том, что Бог наказывает детей Своих для их же блага». Когда виноградарь очищает ветви лозы, он берет острый нож (в наши дни чаще - секатор) и безжалостно удаляет все лишние побеги, причем постороннему человеку может показаться, что он усердствует чрезмерно и что лозе просто не пережить такого сурового обращения. Но, в действительности, виноградарь не наносит лозе никакого вреда, напротив: избавившись от всего лишнего, ветвь теперь может направить все свои силы на произведение более крупных, более сладких, более многочисленных ягод. Так Отец наш небесный позволяет нам испытывать печаль, боль, страдания, гонения, невзгоды ради того, чтобы мы стали причастниками Его святости. Бог признает, что путь очищения далеко не радостен: он приносит человеку великую скорбь. Но позже будет и утешение, и претерпевший все, принесет мирный плод праведности (Евр. 12,4-13).

Очищение словом

Но хотя все это так, чадо Божие совершенствуется в первую очередь все же не страданиями. «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (15,3). Давайте опять вернемся к тринадцатой главе - к тому, что Господь говорил по поводу первого (полного) омовения. Изучая эту тему, мы сравнили это событие с «банею возрождения» (возрождающим омовением), о которой Павел писал Титу (3, 5). Но мы вспомнили тогда и о Первом послании Петра, где Апостол описывает возрождение и пути, ведущие к нему. Он говорит: вы очистили души ваши «...как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего в век. ...А это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1, 22, 25). Подобным образом, когда в тринадцатой главе Господь говорил о необходимости повторять обновление, нам подумалось о том стихе, где освящение церкви описывалось как совершаемое «банею водною, посредством слова» (Еф. 5,26). В главе 15 контекст уже изменился, теперь основная тема - наши слова и дела, которыми мы миру являем Господа Бога. Но подготовка к этому остается та же: мы должны постоянно очищаться. И способ остался тот же - посредством слова, которое нам проповедано.

То, что одиннадцать апостолов воистину уверовали в Иисуса Христа с самого начала, сомнений не вызывает. Но и вначале, и в течение еще долгого времени их представления о том, каково предназначение Мессии и какими путями Он действует, оставались весьма запутанными и искаженными, да и само понятие «Мессия» было им несколько неясно. Например, Иоанн и Иаков не постеснялись потребовать, чтобы огонь сошел с неба и наказал негостеприимных самарян, отказавших Христу в ночлеге (Лук. 9, 51-55). Ученики обеспокоились, когда Господь пренебрег правилами, касающимися порядка принятия пищи (Мат. 15,12). Не задумываясь, Петр отправляется к Христу за податями на храм, которые вносились во искупление грешной души. – он посчитал, что Господь так же заботится о спасении Своей души, как любой другой человек (Мат. 17,24-27)! А сколько раз он перечил Христу и пытался указывать Ему на ошибки! И никто, никто из апостолов не пожелал понять и принять слова Господа о том, что Мессия должен быть отвержен народом и распят. – с этим смириться было для них труднее всего.

Но смириться с этим было необходимо, если только они собирались представлять Бога миру. Поэтому Господь терпеливо и неустанно учил их, очищая их от искаженных воззрений и заблуждений, от невежества и мирского сознания. И только благодаря Его милосердной настойчивости в нескольких шагах от Гефсимании и Голгофы Он, наконец, смог сказать: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам».

И сегодня мы нуждаемся в непрестанном очищении словом Господним; чтобы наши заблуждения были удалены, как удаляют мешающие плодоносить побеги; чтобы в нас развилось библейское сознание; чтобы наши дела были угодны Богу и являли бы Его миру неискаженным. Как горько, что в течение многих веков христианство представляло миру извращенный образ Бога: пытая и сжигая на кострах еретиков во имя истины; проводя кровавые крестовые походы против мусульман во имя освобождения Святой Земли. В то время, как ма- лейшее знание слова Иисуса и малейшие попытки Ему повиноваться немедленно положили бы конец таким беззакониям. Оскомину от этих диких ягод мир чувствует и по сей день.

Но сегодня, пожалуй, нам больше грозит иная опасность. Никакое обилие любви, радости, мира, милосердия, благости не убережет Церковь от искажения образа Божьего в глазах мира, если под давлением модных философских взглядов она пренебрежет словом Христа или вовсе оставит Священное Писание пылиться на полке вместе с другими древними книгами. Отрекшись от признания чуда непорочного зачатия Сына Божьего во чреве девы, от чудес вообще, от веры в божественную природу Христа, Церковь позабудет, что Иисус Христос - единственный Спаситель мира; позабудет крест и искупляющую жертву Христа; позабудет о Его телесном Воскресении и Втором Пришествии.

Если ради того, чтобы стать вхожей в светское общество, Церковь начнет прививать на истинную виноградную Лозу все современные философские течения всех социальных, политических и религиозных направлений, она перестанет быть светом миру.


Другие уроки Христа:

Условие, необходимое для плодоношения
Ветви и лоза. Ветви и виноградарь
Кто не прибудет во мне, извергнется вон
Пример, приведённый Иоаном
Очищение ветвей

В школе Христа:
Содержание
Путь Христа и его учение
У школьных дверей
Школа и уроки
Что такое возрождающее омовение
Что происходит, когда верующий грешит?
Сущность святости и нечистивости
Явление Славы Божьей
Петр: наглядный урок для нас
Христос – образец поведения для нас
Обитель для Отца и Сына в наших сердцах
Израиль – одичавший виноградник
Работа виноградаря и что ожидается от ветвей
Виноградарь и плодоносящая ветвь
Жизнь виноградной лозы: урок о характере Христовой любви
Дружба как взаимное отношение
Ветхозаветное предостережение
Источник истины, на которую Святой Дух наставит апостолов
Таинственное откровение
Важнейшее в учении о самом Иисусе Христе
Сын отчитывается перед Отцом
Сын молится о сохранении веры своих учеников
Камень преткновения конфессиональных ярлыков


travel baseball team