Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Анализ философско-теологического богопознания

В рамках философской теологии целесообразно выделение философского богопознания в строгом смысле, т. е. выделение тех концепций, в которых предпринимаются попытки создать целостное философское учение о боге. Именно такие философско-теологические построения стали объектом рассмотрения в данной заключительной главе.

Критерием целостности философского учения о боге, с нашей точки зрения, должно служить содержащееся в нем стремление к взаимосвязанной постановке и попытке решения следующих основных задач философского богопознания: подтверждения или доказательства существования божества; концептуализации, насколько это возможно, сущности божества и, наконец, определения его отношений с мирской действительностью.

Разумеется, конкретные концепции могут ставить целью решение той или иной из этих задач, но отличительным признаком философского учения о боге в полном смысле слова можно считать только стремление к взаимосвязанной постановке и попытке решения всех названных задач философского богопознания.

Другим важнейшим критерием отбора послужило отчетливо выраженное «философско-теологическое самопонимание». Иными словами, учение о боге наряду с критерием полноты должно соответствовать критерию философичности как самостоятельного теоретического рассуждения. В данном случае, разумеется, имеется в виду самостоятельность по отношению к религиозно-теологическим учениям, опирающимся на содержание «божественного откровения».

В основу подхода к философской теологии вообще, реализованного в данной работе, было положено членение философской теологии на конфессиональную и внеконфессиональную. Это в общем и целом членение на теистическую и нетеистическую или даже антитеистическую философскую теологию.

Соответственно при анализе конкретного философского учения о боге необходимо было прежде всего определить его конфессиональную или внеконфессиональную принадлежность. Другими словами, необходимо было определить отношение этого конкретного учения, представляемого им «образа бога» к «богу религии» или к учению о боге церковной систематической теологии. Важнейшими критериями определения конфессиональное или внеконфессиональности служили: во-первых, оценка представлений о целях и функциях философской теологии, а также представлений о философско-теологической ситуации, содержащихся в конкретных концепциях; во-вторых, анализ того, как решаются указанные основные задачи философского богопознания, прежде всего анализ результирующей «идеи» или «образа» бога; в-третьих, сопоставление этой идеи или образа с «богом религии» или с учением о боге систематической теологии. Понятно, что конфессиональное философское богопознание, целью которого является концептуализация философского теизма, должно представить учение, в принципиальных моментах совпадающее с представлениями о «боге религии». Внеконфессиональные философско-теологические построения, по определению, должны расходиться с такими представлениями.

Далее, при анализе современного конфессионального философского богопознания отправным моментом служило отношение к традиционной естественной теологии, ее учению о боге. Учение о боге традиционной философской, или естественной, теологии, ее результирующую идею бога можно квалифицировать как «классический философский теизм». Как правило, это учение включает определенное понимание характера отношений между философской теологией и систематической, или теологией откровения; определенный набор доказательств существования бога; определенную идею бога как набор специфических атрибутов; наконец, определенное представление о природе отношений между богом и мирской действительностью.

Если концепция X. Бека воспроизводит все моменты классического образца естественной теологии, т. е. конфессионального философского богопознания, то большинство других современных построений, ставящих перед собой задачи конфессиональной философской теологии, как правило, сочетают так или иначе традиционные подходы с какими-то новациями. Концептуализация философского теизма, как его понимает иудео-христианская традиция, включает в таких случаях нетрадиционные решения некоторых ключевых проблем. Мы имеем в виду прежде всего попытки новаторских подходов к основным задачам философского богопознания. Некоторые концепции содержат также своеобразные оценки современной философско-теологической ситуации, нестандартные подходы к проблеме отношения между философской теологией и систематической теологией как теологией откровения.

При анализе внеконфессионального философского богопознания была представлена концепция, воплощающая принципиальные возможности этого типа философско-теологического теоретизирования. Философское учение о боге В. Вайшеделя представляет самостоятельное философское конструирование, которое осуществляется в негативном соотнесении с традицией философского теизма.


Также интересно:

Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма
Философия религии как предмет теистических положений
Методологическое обоснование философии религии
Философское изучение религиозных верований

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Качественный ремонт холодильника от Сервис-Фрост пройдет за пару часов. . ГК Авилон - автосалон ролс ройс в москве.