Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Что образует сердцевину трансцендентальной философской теологии

Сердцевину трансцендентальной философской теологии образует интерпретация трансцендентальности человека как чего-то недостаточного самого по себе. Такая недостаточность понимается в концепции Шеффлера как неподвластность трансцендентальной сферы самому человеку. Человек обладает способностью к опыту, он способен осуществлять акты восприятия, созерцания, мыслительного синтеза, но эту способность он получает от бога. Отметим, что Шеффлер даже не обсуждает вопрос о возможности того, что наличие трансцендентальности у человека является продуктом космического эволюционного процесса. Правда, если бы такой вопрос был поставлен на обсуждение, то Шеффлер, вероятно, ответил бы, что человек действительно мог приобрести трансцендентальность вследствие эволюционного процесса, но сам процесс инициирован богом, так что ссылка на космическую эволюцию в принципе не может опровергнуть его позицию.

В построении Шеффлера основное в аргументации заключается в указании на то, что бог является базисным условием и гарантом единого горизонта, делающего возможным взаимопонимание людей той или иной исторической эпохи, историческую преемственность вообще, по крайней мере преемственность исторического сознания, а также историческую преемственность индивидуального сознания каждого человека.

Если присмотреться поближе, то выявляется, что вся аргументация и исчерпывается таким указанием. Шеффлер по существу не приводит никаких доводов, кроме повторяющегося утверждения о том, что если бы не бог, то это не было бы во. можно. Но использование ссылки на бога в качестве объяснительной инстанции могло бы быть правомерным только в том случае, если бы выявили свою несостоятельное ь или неудовлетворительность аргументы, так сказать, более низкого порядка. Или если бы такие аргументы сами указывали на необходимость объяснения какого-то более высокого порядка. Никакого анализа подобных аргументов в концепции Шеффлера нет. Между тем в западной философской и социальной мысли есть разнообразные попытки дать внерелигиозное объяснение тех обстоятельств, которые Шеффлер кладет в основу своих рассуждений, причем предлагаемые объяснения не рассматриваются как предварительные или подготовительные по отношению к религиозным объяснениям.

Марксистская теория исторического процесса дает убедительное объяснение исторической преемственности вообще и соответственно преемственности исторического сознания коллективного «я», о котором говорит Шеффлер. Что же касается сохранения или восстановления исторического единства индивидуального сознания, то наряду с социологическим объяснением возможно и объяснение, исходящее из единства жизненного цикла человека как живого существа.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания