Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Принципиальное значение философских доказательств существования бога

Теология исходит из того, что, как, удачно сформулировал Ганс Альберт, один из лидеров современного критического рационализма, «полагание истинным тезиса о существовании бога или об его определенном вмешательстве в мировой процесс зачастую недостаточно для верующего, но это минимальная импликация всякой веры, в рамках которой можно говорить о боге более содержательно и смыслонаполненно».

В современной философской теологии исследование доказательств существования бога развертывается в основном по, двум направлениям. Первое направление – это обсуждение того, какое значение имеют доказательства существования бога. Дискутируется, возможны ли они, а если возможны, то нужны ли они вообще и какие функции они выполняют или должны выполнять. Второе направление – это анализ традиционных доказательств и их современных модификаций. Два указанных направления относительно независимы друг от друга, поскольку вопросы о значении доказательств существования бога обсуждаются, как правило, безотносительно к тому, подтверждается или нет их теоретическая состоятельность.

Обсуждение значения и функций доказательств существования бога является примечательной чертой современной философии религии. В прежних дискуссиях относительно таких доказательств предметом споров были они сами, их теоретическая обоснованность и надежность.

В многовековых напряженных усилиях создать убедительные доказательства существования бога проявлялось желание не только подтвердить онтологический статус божественной реальности, но и показать интеллигибельность этой реальности. Рациональность приверженности религии ставилась в тесную зависимость от философской обоснованности доказательств существования бога. Они были призваны подтвердить интеллектуальную респектабельность религиозных верований и тем самым избавить эти верования от подозрения в субъективизме или ложности. И в настоящее время те философы-теологи, кто отстаивает необходимость разработки философских доказательств существования бога, полагают, что их отсутствие или демонстрация их несостоятельности со стороны философской критики религии может подорвать позиции религии.

Именно философские доказательства существования бога всегда рассматривались как основное средство противостояния различным вариантам атеизма. «Попытки с помощью разумного мышления и философских размышлений показать существование бога, – пишет, например, Хайнрих Петри, – являются непосредственным размежеванием с атеизмом, который, будучи аподиктически доказуемым, вырвал бы почву из-под ног христианской веры. Подобные попытки нацелены и на опровержение радикального агностицизма, который, несмотря на противоположные утверждения, равным образом мог бы лишить христианскую веру основания, поскольку в таком случае историческое откровение нельзя было бы считать откровением бога».

Доводы тех, кто отрицает принципиальное значение философских доказательств существования бога, сводятся чаще всего к утверждениям о том, что сам факт и характер религиозной жизни не зависят от этих доказательств, не зависят от того, насколько успешно философы демонстрируют их обоснованность или несостоятельность. Типичными в этом отношении являются рассуждения Стивена Кана. Эти рассуждения широко дебатировались в философско-религиозной литературе.

Кан утверждает, что, «каково бы ни было философское значение доказательств существования бога, они имеют мало или вообще не имеют никакого значения для религии». В обоснование своей позиции он ссылается прежде всего на то, что верующие не проявляют никакого интереса к ним, считая их в лучшем случае занятной интеллектуальной игрой, которая не имеет значения для религиозных верований и религиозной практики.

Подобное отсутствие интереса к доказательствам существования бога со стороны верующих Кан считает «полностью оправданным». Основной довод, который он приводит в пользу своего утверждения, состоит в том, что даже если бы эти доказательства были успешными, то они все равно не дали бы ответа на жизненно важные для верующих вопросы о том, какие верования правильны, каким моральным нормам следовать.

Доказательства существования бога не имеют особой ценности для тех, у кого был или есть интенсивный религиозный опыт, так как они лишь подтверждают то, что им уже известно на основании этого опыта.

Несостоятельность их не может также опровергнуть убежденности, возникшей вследствие опыта.

Рассуждения Кана о том, почему верующие не проявляют интереса к доказательствам существования бога, приводят его к выводу, что религия не зависит от их состоятельности или несостоятельности. «Религию можно атаковать или защищать рациональными средствами, но опровергать философские доказательства существования бога не означает, – заявляет Кан, – нападать на религию, а поддержка этих доказательств не означает защиты религии».


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


odessaklimat.com.ua кондиционеры Одесса демонтаж. . check it out . solarmovies