Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Эпистемологические проблемы религии

Как известно, одной из фундаментальных целей философии является исследование и осмысление природы человеческого познания. В связи с этим многие западные философы понимают философию религии как философско-эпистемологическое исследование религии, выступающей в качестве специфической разновидности познавательного отношения человека к бытию. Действительно, само использование понятия «верования» для характеристики Основного идеационного компонента религии уже предполагает одну из основных эпистемологических тем об отношении между знанием и верованием, соответственно предполагает проблематизацию когнитивного статуса этого идеационного компонента религии.

Внимание к эпистемологическим проблемам религии, проблемам обоснованности, надежности, рациональности и истинности религиозных верований, обусловлено не только традицией философского изучения человеческого познания, но и некоторыми особенностями современного культурного сознания на Западе.

Философско-религиозное эпистемологическое исследование образует континуум с философско-религиозным лингвистическим исследованием. Основная задача лингвистического исследования, а именно изучение смысла религиозного языка, логически предшествует основным задачам эпистемологического исследования. В тех случаях, когда эпистемологическое исследование сопряжено с анализом языка, лингвистическое исследование носит инструментальный характер, т. е. подчинено эпистемологическим задачам.

При исследовании проблем обоснованности и рациональности религиозных верований в философии религии самым интенсивным образом используются результаты работы современных западных философов в области эпистемологии и философии науки. В некоторых случаях эпистемологический анализ религиозных верований предстает просто как прикладное использование указанных результатов.

Особую окраску имеет эпистемологическое исследование проблем, связанных с истинностью религиозных верований. Предметом спора является вопрос о том, следует ли вообще истину религии понимать как истину верований, или это истина опыта, чувства и т. п. Те, кто занимается эпистемологическим анализом религии, как правило, утверждают, что увязывание истины с верованиями является единственно правомерным философским подходом к религиозной истине. Вот как » видится этот вопрос Дональду Уиби: «Нет сомнения, что религия представляет собой сложное явление, включающее опыт (нуминозный или мистический), чувства и эмоции, ритуальные действия, моральную практику и т. д., но совсем не ясно, как «истина» может находиться в чувствах или действиях, поскольку истина является свойством высказываний и утверждений. Выражение «истина религии» поэтому лучше всего понимать, как относящееся к религиозным верованиям».

Изучение верований является важной составной частью изучения веры как религиозной установки. Верования в таком случае предстают как «когнитивное ядро» веры.

Связь веры с верованиями, характер их отношений образуют важнейший момент философского исследования религиозной веры. Этот момент становится все более значимым, потому что в условиях общего идейного и религиозного плюрализма основные верования христианской традиции существуют в ситуации постоянного риска. Степень и характер связи между верой и верованиями имеют самое непосредственное отношение к судьбе самой веры.

Философия религии – это «философия чего-то», «региональная философия». «Наряду с философиями природы, морали, искусства и т. д., – констатирует Вильгельм Дюпре, – существует философия религии как философский ответ на существование и на претензии религий, а также как метатеория наук о религии». В этом отношении философии религии присущи характеристики всех разновидностей такого «конкретно-предметного» «регионального» типа философствования.

Важнейшей особенностью региональных философий является то обстоятельство, что их предметная область совпадает с предметной областью какой-то науки или группы наук. Это предполагает соотнесение и определение характера отношений региональной философии с соответствующей областью научного познания. Философия религии должна поэтому каким-то образом эксплицировать свои отношения с религиоведческим комплексом.

Таковы главные направления исследования религии в современном философском религиоведении. Они и являются объектом анализа в данной части книги.


Также интересно:

«Лингвистический поворот» в философии религии
Специфика аналитической философии религии
Какие есть проблемы смысла языка религии
Радикальные новации в философском исследовании языка религии
Философский антитеологический эмпиризм
Концепция «Логико-философского трактата»
Ранняя и поздняя философия Витгенштейна
Метафизика, как исследование природы реальности
Что означают фактуальные высказывания?
Проблема фактуального смысла религиозных верований

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


medicaid fraud lawyer . website . continue reading