Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Таинственное откровение

Пересматривая рассказы Четвероевангелия об общественном служении Иисуса Христа, мы видим, что в них всегда присутствует элемент тайны (enigma), когда Он говорит о Себе, о Своем сошествии с небес, о Своих отношениях с Отцом, и, особенно, о Своей смерти и исходе. Вызывает восхищение божественная мудрость и благодать, подвигшая Его раскрывать суть Своих отношений с Богом-Отцом иносказательно и постепенно. Призывая Петра, или Андрея, или любого другого из тех одиннадцати, что слушают Его сейчас, Он не потребовал от них немедленно признать Его, плотника из Назарета, Творцом вселенной. Разве могли они в то время в это поверить?

Нет, Он вначале дал им услышать слова Своего Предтечи, Иоанна Крестителя, а затем дал им увидеть Свое поведение и образ жизни - смиренные, но полные благородства. Апостолы были поражены Его явной мудростью, тем, что Он учит, «как власть имеющий». Они почувствовали непреодолимую неземную силу Его зова, который заставил их бросить свои сети и последовать за ним. Потом стало выясняться - причем иногда не самым приятным для них образом - что Он знает, что в человеке, и не имеет нужды, чтобы Ему об этом рассказывали. Иногда в Его присутствии ученики остро ощущали величие Его святости и нечистоту своего греха -греха, который был столь глубоко скрыт в их сердцах, что ранее они даже о нем и не подозревали. Не меньше их поражало утверждение Иисуса о том, что Он имеет власть прощать грехи и примеры использования этой власти, настолько успешные, что люди изумленно восклицали: «Кто это, что и грехи прощает? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»

Конечно, Он еще и творил удивительные чудеса сверхчеловеческой силой, свидетельствовавшие, по Его словам, о том, что Он послан Отцом. Но и Моисей творил великие чудеса, и Илия, и Елисей, также свидетельствовавшие, что они были посланы Богом. Чего ни один из них никогда не говорил, так это то, что «он и Отец - одно». Да и как они могли такое утверждать, будучи израильтянами, глубоко убежденными в единобожии? Однако Иисус, объясняя происхождение Своих чудес, произнес слова, никогда не сходившие с уст кого-либо из древних пророков. Когда в пустыне по слову Моисееву с небес сошла манна и напитала израильтян, Моисей не заявил: «Вот, Я есмь Манна Жизни!» Но когда Христос чудесным образом накормил огромное число людей пятью хлебами и двумя рыбами, Он потряс их словами: «Я есмь Хлеб Жизни, сшедший с небес». И для многих эти слова прозвучали как очевидная истина, ибо Он утолил их духовный голод, утолил так, как этого не мог сделать никто другой. «Я есмь Свет миру, Я есмь Пастырь добрый, Я есмь Воскресение и Жизнь»: , так Он шаг за шагом открывал людям истину, чтобы они углубляли свое знание о Нем, и, наконец, Однажды Он назвал Себя великим Именем Бога, говоря: «...Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. ...Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (8, 24.58) (выд. мной - Д.Г.). Некоторые из иудеев, осознав значение Его слов, обвинили Его в богохульстве и схватили камни, чтобы забросать Его. Но другие, в том числе и ученики, не могли поверить, что Тот, Кого они знали как святого, определенно творившего Свои чудеса властью Божьей, вдруг начал бы богохульствовать. И все время, пока они наблюдали за Иисусом, они и не догадывались, что Отец совершал в их сердцах Свой труд - до того самого момента, пока Иисус не спросил их прямо: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр отвечал тогда: «Ты - Христос, Сын Бога живого», и Иисус сказал ему: «...Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мат. 16,15-17).

Да, они проделали большой путь, открывая для себя, Кто есть Иисус. Но и теперь оставалась некоторая недосказанность, таинственность. Вот, на горе Преображения они видели облако, символ присутствия Божия, слышали глас из облака, произносящий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» (Мат. 17,5). Но видение прошло,а вопрос остался и становился все более острым: что за удивительные отношения имелись в виду под словом «Сын»? И возможно ли примирить неземное величие, стоявшее за этим словом, с Его все более частыми заявлениями о Своей гибели, исходе, о возвращении к Отцу, Пославшему Его?

И вот, на Тайной Вечере, Иисус призвал их уверовать в Него той же безграничной верой, какой они веровали в Бога. Слыша это, Филипп, как мы помним, попросил показать им, наконец, Отца, на что Иисус отвечал очень просто: «Видевший Меня видел Отца... Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» (Иоан. 14, 9-10). Таинственность и недосказанность оставались. Ученики не лицезрели ослепительного видения славы и величия Божьих даже в той степени, в какой это было дано увидеть сынам Израилевым на горе Синайской - с пламенем и звуком трубным. И на то была причина: они пали бы перед Ним в ужасе, не в силах вынести такое.

Если бы с самого начала Иисус объявил им о Своем единении с Отцом и дал увидеть небесное величие этих отношений, то Боговоплощение не достигло бы одной из главных своих целей. Вполне возможно, что люди признали бы Его за Творца и Властелина вселенной и пали бы перед Ним в благоговении. Но Бог желал установить с людьми такие отношения, которые были бы несравненно выше, чем отношения Творца и творения. Через «рождение свыше» Он желал вознести созданных Им существ до уровня Своих детей, которые бы росли и взрослели в Семье Божьей; и это рождение могло состояться в том случае, если бы они установили личные взаимоотношения с Его Сыном. А для этого, в свою очередь, нужно было, чтобы они стремились к Нему, не боялись Его, чтобы вера их возрастала, и понимание углублялось. Открывая им Себя все больше и больше, Он помогал им возрастать в вере и любви, но никогда это откровение не подавляло человеческую личность, и они всегда могли чувствовать себя Его друзьями.

У многих народов есть сказки, в которых прекрасный принц вопреки своему положению влюбляется в бедную девушку. Чтобы завоевать ее сердце, он покидает королевский дворец, одевшись в простую одежду, и так пытается с ней познакомиться. В его образе все равно остается нечто отличающее его от простого человека, и это не столько внешность, сколько манеры и поведение. Однако он старается скрыть свое высокое происхождение, чтобы девушка не боялась его или, хуже того, не полюбила бы его за одно богатство и положение. И только когда ему удается покорить ее сердце, когда он убеждается в ее любви и верности, он начинает постепенно приоткрывать ей тайну своего высокого положения, пока, наконец, не открывает всей ослепительной правды в день венчания, после которого следует пышная коронация и всеобщее празднество.

Такова и история Боговоплощения, с той разницей, что она не выдуманная, а настоящая. Сын Божий, Бог от Бога, явился на землю как Человек, в полном смысле этого слова, чтобы найти нас в нищете и грязи и взять в Свой дворец. Нам нечего добавить к благоговейным словам Апостола Павла: «...Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти...» (1 Тим. 3, 16).


Другие уроки Христа:

Прямо возвещу вам об Отце
Главное, что необходимо понять
Важнейшее в учении о самом Иисусе Христе
Сын отчитывается перед Отцом
Учитель отчитывается о том, как ученики усвоили уроки

В школе Христа:
Содержание
Путь Христа и его учение
У школьных дверей
Школа и уроки
Что такое возрождающее омовение
Что происходит, когда верующий грешит?
Сущность святости и нечистивости
Явление Славы Божьей
Петр: наглядный урок для нас
Христос – образец поведения для нас
Обитель для Отца и Сына в наших сердцах
Израиль – одичавший виноградник
Работа виноградаря и что ожидается от ветвей
Виноградарь и плодоносящая ветвь
Жизнь виноградной лозы: урок о характере Христовой любви
Дружба как взаимное отношение
Ветхозаветное предостережение
Источник истины, на которую Святой Дух наставит апостолов
Таинственное откровение
Важнейшее в учении о самом Иисусе Христе
Сын отчитывается перед Отцом
Сын молится о сохранении веры своих учеников
Камень преткновения конфессиональных ярлыков


Купить поштучно ламели для кровати.