Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


«Феноменология религии» утверждается как профессиональное философское и религиоведческое понятие

Феноменология религии и история религии по своим важнейшим предметным и методологическим характеристикам гораздо ближе к философии религии, чем другие науки, изучающие религию или ее контекст.

В особенной мере это относится к феноменологии религии, которая в отличие от истории религии и тем более в отличие от других религиоведческих дисциплин рассматривается иногда даже как разновидность философии религии. Наряду с содержательными и методологическими моментами, которые мы затронем ниже, для этого есть и определенные исторические основания, в первую очередь связь, пусть и слабо выраженная, с философской феноменологией.

Термин «феноменология религии» был впервые использован Пьером Даниелем Шантепи де ла Соссе в предисловии к первому изданию его «Учебника истории религии» (1887). В более поздних изданиях книги этот термин уже не использовался.

Блестящую разработку феноменология религии получила в знаменитой работе Рудольфа Отто «Священное» (1917). Отто осуществил образцовое феноменологическое исследование религиозного сознания.

Макс Шелер предпринял посредством философской феноменологии анализ религиозного акта и коррелятивного ему предмета.

Окончательно понятие «феноменология религии» как профессиональное философское и религиоведческое понятие утвердилось благодаря творчеству голландского ученого Герарда ван дер Леу. В 1925 году на голландском языке вышла его работа под названием «Введение в феноменологию религии», а в 1933 году появилась на немецком языке книга «Феноменология религии».

Традиционно феноменология религии была связана с Голландией и Германией. В настоящее время феноменология религии широко представлена и в других странах Западной Европы и Северной Америки.

В общем можно сказать, что феноменология религии никогда не являла какого-то содержательного или методологического единства. Не представляется возможным поэтому говорить о феноменологии религии как о системном образовании. Ее нельзя назвать теоретической школой в строгом смысле слова. Тем не менее можно выявить некоторые общие моменты, которые воспроизводятся так или иначе во всех построениях, относимых к феноменологии религии.

В соответствии с программной установкой феноменологический подход в религиоведении ориентирован на объективные, мировоззренчески-нейтральные результаты, достигаемые посредством свободного от ценностной нагруженности, невовлеченного исследования. Феноменология религии подчеркивает свою независимость от теологических интересов, от философии религии, а также от других религиоведческих подходов, в том числе от истории религии.

Все разновидности феноменологии религии имеют дело с отдельными религиозными феноменами, которые берутся вне их исторических связей, изучаемых, как считается, историей религии. Феноменология религии не занимается проблемами генезиса и воспроизводства религии, не использует какие-либо эволюционистские или антиэволюционистские теории применительно к религии.

Базисная установка феноменологии религии заключается в использовании феноменологического «эпохе», т. е. в воздержании от экзистенциальных, истинностных и ценностных суждений. Феноменология религии должна фиксировать и осмыслять многообразные виды отношения человека к божеству, а не рассказывать о деяниях божества или отрицать его существование.

Использование феноменологического «эпохе» предполагает по существу отказ от каких-либо критических позиций относительно религии. Это и есть ценностно-мировоззренческий нейтрализм феноменологии религии. В таком нейтрализме феноменологи религии усматривают одно из главных достоинств своей дисциплины, а также воспринимают его как выгодное отличие от философии религии.

Другой, наряду с использованием феноменологического «эпохе», важнейшей характеристикой феноменологии религии является применение «эйдетического видения», которое заключается преимущественно в интуитивном созерцании сущностей, лежащих в основе религиозных феноменов.

Эйдетическое видение, предполагающее в качестве необходимых условий использование эмпатии, т. е. чувствования, интуиции, а также наличие собственного религиозного опыта, неизбежно ведет к определенному, порой очень значительному, субъективизму в исследовательской практике. Обвинение в субъективизме, по существу перечеркивающем объективность, которая, как утверждается феноменологами, достигается с помощью «эпохе», стало главным обвинением со стороны критиков феноменологии религии.

В зависимости от преобладания в той или иной феноменологической концепции какого-то из указанных методов – феноменологического «эпохе» или эйдетического видения – можно, в известной мере огрубляя, провести различие между описательной феноменологией, укорененной в эмпирическом исследовании данных, и интерпретативной феноменологией, стремящейся выявить какой-то более глубокий смысл религиозных явлений. Поиск адекватной теории интерпретации для сопоставительного и межкультурного исследования религиозных явлений привел к появлению «герменевтической феноменологии».

Основная задача описательной феноменологии состоит в классификации и типологизации религиозных феноменов. Она группирует родственные феномены из самых различных культур и эпох. Такие группы феноменов получают обозначения – «молитва», «жертвоприношение», «миф» и т. д. Эта задача преобладала в ранней, доклассической феноменологии религии. Под классической феноменологией религии обычно понимают концепции, созданные в первой половине нашего столетия наиболее выдающимися представителями феноменологии религии, такими, как М. Шелер, Р. Отто, Г. ван дер Леу.

Ричард Шеффлер следующим образом определяет основное целеполагание философской феноменологии религии интерпретативного типа: «Философская феноменология поставила перед собой задачу выявить такую форму и структуру конкретных, всегда индивидуальных явлений, которая позволяет рассматривать данное явление как явление определенного вида, как пример чего-то всеобщего. И все это в том смысле, что данное явление приобретает во всеобщем, примером и случаем которого оно предстает, свою сущность, опору и постоянство. В качестве такой несущей структуры... должно предстать «сущностное понятие», которое феноменология стремилась выявить в конкретно-наглядных явлениях» .

Основная слабость феноменологии заключается в принципиальной посылке о том, что человек даже самых отдаленных эпох с самыми диковинными формами выражения своей религиозности обладает той же сущностью, что и современный феноменолог. Конкретно предпосылается определенный образ современного человека и самопонимание современного феноменолога. Эта предпосылка приходит в явное несоответствие со все более отчетливым осознанием культурно-исторического своеобразия форм религиозной жизни.

Современные феноменологи религии стремятся преодолеть принципиальный аисторизм своей методологической программы. На наш взгляд, именно этим объясняются интенсивные усилия, предпринимаемые в последние десятилетия, для того, чтобы каким-то образом сочетать феноменологический и исторический подходы в исследовании религии.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


yousef al otaiba . va tax id . ted mcgrath message to millions