Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философские модели иудео-христианской веры

Все исследования иудео-христианской веры ориентированы прежде всего на определение ее специфики в субъектном смысле.

Джон Келленбергер утверждает в статье «Три модели веры» что существуют три различные модели религиозной веры, каждая из которых представляет определенный «полноценный тип веры». Одна модель – это «форма веры», явленная в самой Библии, особенно в Ветхом завете. Две другие формы веры Келленбергер называет «экзистенциальными».

Основным различительным признаком для всех «моделей веры» служат, по Келленбергеру, «две истины относительно природы веры». Одна из истин заключается в том, что вера должна быть совершенно истинной для верующего, т. е. не терпит сомнений с его стороны. Другая истина состоит в том, что вера предполагает недостоверность. Серьезная вера предполагает страдание, сомнения и неуверенность и даже отчаяние.

Эти две истины воплощены в соответствующих моделях веры. Первая истина находит отражение в библейской модели веры, а другая – в одной из двух экзистенциальных моделей.

Библейская модель воплощена в вере Авраама и Иова. Иов не сомневался в божьем благоволении к нему даже в самых жестоких страданиях. Если бы он сомневался, то это было бы крушением его веры. Этот тип веры требует безусловной достоверности.

Отметим здесь, что Келленбергер несколько упрощает «библейскую модель веры», поскольку отождествляет ее лишь с одним образцом, представленным Авраамом и Иовом. Правильнее было бы говорить о нескольких библейских моделях веры, воплощенных в различных персонажах Библии. Это верно и относительно Ветхого завета, и тем более относительно новозаветных христо-центрических моделей.

Упрощение библейской модели веры у Келленбергера сказывается и в недостаточно дифференцированном подходе к ней. Он избирает лишь один критерий, оставляя без внимания другие возможные.

Экзистенциальную модель, воплощающую вторую из указанных истин, можно назвать «абсурдной моделью». Верующий начинает с сомнения и стремится сохранять веру, невзирая на свои собственные сомнения. В отличие от Иова такой верующий не ощущает безусловно присутствие бога в мире вокруг себя. В лучшем случае мир молчит. В худшем случае существование зла свидетельствует против существования бога. «Абсурдные верующие» с «экзистенциальной страстью» придерживаются того, что считают «объективно недостоверным». В соответствии с «абсурдной моделью» некоторые люди верят в бога «вопреки всякому разуму». Они верят, преодолевая свои сомнения и недостоверность посредством акта воли. Они стремятся верить и преуспевают. Сердцевину абсурдной веры составляет это устремление перед лицом недостоверности.

Но если усилия верить не увенчиваются успехом? Эта проблема образует суть второй экзистенциальной модели. Эта модель получает название «парадоксальной веры». «По парадоксальной модели веры верующие не обладают верой, но они всеми силами стремятся верить и провозглашают при этом веру, которой не имеют». Верующий желает верить и пытается верить, но не может. Его вера заключается в стремлении верить. Наиболее разработана такая модель у Мигеля де Унамуно. Для него истинная вера – это «агонизирующая» вера. По Унамуно, сама сила веры рождается в борьбе с сомнением. Для него библейские верующие не верят в бога, поскольку не знают сомнений или недостоверности, хотя и испытывают страсть и боль.

Библейская и экзистенциальные модели веры различаются своим отношением к проблеме рациональности. В соответствии с обеими экзистенциальными моделями, как «абсурдной», так и «парадоксальной», верой обладают вопреки всякому разуму. «Эти модели поэтому открыто и агрессивно являются иррациональными в том смысле, что они не основываются на какой-либо поддержке и избегают поддержки».

Естественно, возникает вопрос о том, что является объединяющим моментом для всех этих форм веры, что позволяет считать их различными моделями какого-то одного вида веры. В качестве такого объединяющего момента Келленбергер указывает «страстную приверженность и вовлеченность». Однако и нерелигиозной вере присуща эта характеристика.


Также интересно:

Почему «доверие» является наиболее характерной чертой веры
Развитие Скептического фидеизма
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
«Вера», как общерелигиозный феномен
Перцептуальная и референциальная модели веры
Об объекте философского религиоведения при исследовании религиозной веры
Философия религии и религиоведение
Природа религиоведческих исследований
Методологические трудности в исследовании философии религии
«Феноменология религии» утверждается как профессиональное философское и религиоведческое понятие

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания