Основные типы современных философских учений о боге
В предыдущей главе были определены важнейшие характеристики философской теологии как особого типа философско-теоретической деятельности. Эти характеристики задают основные ориентиры при анализе конкретных философско-теологических концепций. При рассмотрении этих концепций там, где это возможно, будут эксплицированы представления авторов этих концепций о современной философско-теологической ситуации, а также их представления о природе философского богопознания и его отношении к теологии откровения. Далее мы обратимся к рассмотрению того, как решаются указанные выше три основные задачи философского богопознания: подтверждения или обоснования существования бога; определенной концептуализации его сущности; наконец, характеристики отношений между богом и миром.
Объектом рассмотрения являются только те концепции, в которых реализуется программа философской теологии, как она была охарактеризована выше. Наряду с наличием объективных моментов, соответствующих принципам этой программы, предполагается наличие в анализируемых концепциях и «философско-теологического самопонимания». Иными словами, в основе этих концепций должно лежать прежде всего специфически философское целеполагание. Все анализируемые философско-теологические концепции понимаются их создателями именно как философские, ибо в основе этих концепций лежит идея философии как автономной, разумно-теоретической деятельности, определяемой свободой человека. Постановка этого философствования на службу религиозным целям представляется как закономерное следствие последовательной самореализации человеческого разума. Это означает прежде всего, что собственно догматические теологические концепции, реализующие принципы «теологии откровения», не становятся объектом анализа в данной работе.
Далее, рассмотрению подлежат только те концепции, которые содержат развернутое философское учение о боге. Каждая концепция воплощает определенный типичный или в известной мере новаторский подход в современном философском богопознании. Анализируются лишь работы, созданные в 70–80-е годы. Вне нашего внимания остаются те работы, где рассматриваются лишь отдельные моменты и аспекты философско-теологической проблематики.
|
|