Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философские воззрения Нормана Малкольма

В рамках рассматриваемой философско-эпистемологической позиции наряду с концепцией Плантинги наибольшее внимание привлекли воззрения Нормана Малкольма. Малкольм стремится, если можно так выразиться, философски обосновать «безосновность» религиозных верований.

Малкольм пытается опереться на Витгенштейна в своем желании представить все «фундаментальные верования» человека как безосновные.

Он утверждает, что «безосновные верования» определяют жизнь не только детей, на что ссылается Витгенштейн, но и «образованных развитых взрослых». В качестве примера приводится верование европейцев относительно того, что материальные вещи не перестают существовать без какой-либо физической причины.

Малкольм предлагает сопоставить это фундаментальное верование с верованием какого-либо другого общества в то, что материальные вещи могут действительно исчезать без всякой физической причины. «Если мы сравним их представление о том, что материальные вещи иногда действительно исчезают, – пишет Малкольм, – с нашим отрицанием этого представления, то мне не кажется, что одна позиция опирается на лучшие свидетельства, чем другая». Малкольм аргументирует тем, что каждая позиция совместима с обыденным опытом. С одной стороны, верно, что такие вещи время от времени исчезают без сколько-нибудь адекватного объяснения. С другой стороны, довольно часто находится удовлетворительное объяснение подобных исчезновений.

Малкольм считает, что наша установка в данном вопросе «поразительна». Мы даже не хотим рассматривать противоположную позицию как хоть в малейшей степени вероятную. При этом никому не приходит в голову искать какие-либо основания для нашей точки зрения. Она просто образует неотъемлемый компонент нашего восприятия и отношения к материальным вещам. Каждый человек живет и мыслит в пределах какого-то набора фундаментальных представлений.

Малкольм предлагает отказаться от присущего западной академической философии «поклонения перед свидетельством», отказаться от философских представлений о том, что «объективная, зрелая, сильная установка означает приверженность верованиям только на основе свидетельств».

Все эти рассуждения требуются Малкольму для того, чтобы, причислив религиозные верования к прочим «фундаментальным верованиям», объявить и их «безосновными». Следует соответственно отказаться и от требования свидетельской обоснованности, особенно жестко предъявляемого академической философией в отношении религиозных верований. «Религия является формой жизни, – заключает Малкольм, – это язык, воплощенный в действии, т. е. то, что Витгенштейн называет «языковой игрой». Наука является другой такой игрой. Ни та ни другая не нуждается в оправдании, ни одна не нуждается в оправдании больше, чем другая».

Нетрудно видеть, что противостояние между теми, кто выдвигает требование обоснованности, свидетельской оправданности религиозных верований или даже религиозной установки вообще, и теми, кто, подобно Плантинге и Малкольму, утверждает базисность религиозных верований в смысле их полной автономии, воспроизводит два течения в европейско-христианской традиции.

Одно течение образуют те, кто стремился поставить христианскую веру на надежную интеллектуальную основу. Это течение в общем совпадает с традицией естественной теологии и философской теологии.

Ко второму течению относятся те, кто утверждает, что христианская вера не нуждается в каких-либо рациональных обоснованиях или что она рациональна сама по себе. Современные философские варианты этого второго течения предстают в основном как попытки обосновать полную автономию религиозных верований.

Сторонники автономии религиозных верований различаются прежде всего в зависимости от того, как понимается такая автономия. Религиозные верования, как утверждается, могут быть автономны как особая языковая игра, конституированная в рамках особой религиозной формы жизни, или как эпистемическая автономия. В последнем случае провозглашается, что религиозные верования равноправны в эпистемологическом отношении с другими верованиями.

Автономия религиозных верований может получать и философско-экзистенциалистское обоснование. Когда провозглашается, что религиозная вера – это «ответ» «всего» человека, личности в ее «тотальности» на экзистенциальную ситуацию, то это и есть утверждение автономии религиозного ответа и соответственно религиозной веры.

Мы считаем нужным отметить следующее. Анализ любых верований с марксистских позиций неизбежно должен включать анализ процесса зарождения и оформления этих верований. Генетический анализ тем более необходим, когда какие-то верования претендуют на полную автономию в указанном выше смысле. Говорить о базисности религиозных верований можно было бы лишь в том случае, если бы удалось доказать спонтанность зарождения этих верований. Однако совершенно очевидно, что религиозные верования усваиваются в процессе социализации личности. Современные философы религии в общем осознают эту проблему, но всячески избегают ее решения, ссылаясь на то, что будто бы сама постановка такой проблемы является следствием установки на «социологический редукционизм». Но откреститься от проблемы вовсе не значит решить ее.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания