Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философское богопознание не является философски обоснованным

Мы уже отмечали, что важнейшей характеристикой всякого философско-теологического построения является отношение к богу, каким его провозглашает позитивная религия. Определиться в этом вопросе особенно важно для новаторской попытки философского богопознания, какой, несомненно, является концепция Вайшеделя. Действительно, он признает: «Что касается отношения к христианскому понятию бога, то размежевание с ним пронизывает все рассуждения этой книги» 8|.

Характеризуя отношения своего концептуального образа бога с традиционными христианскими представлениями о боге, Вайшедель отмечает, что при всех различиях между ними он не считает, что «христиане почитают фальшивого бога. Это было бы догматическое и потому неадекватное радикальному вопрошанию высказывание. Философская теология говорит лишь: то недоступное, невыразимое и немыслимое, пред чем она в конце концов останавливается, становится в христианской теологии – с отвагой, возможной в ранние, некритические времена, но сегодня крайне сомнительной, – доступным, выразимым и мыслимым».

Философско-теологическая концепция Вайшеделя носит подчеркнуто внеконфессиональный характер. Не случайно она вызвала многочисленные критические отклики со стороны теологов и философов, занимающих ортодоксальные конфессиональные позиции.

Нужно отметить следующее. Вайшеделю не удалось избегнуть того недостатка, который положен им самим в основу критики традиции. Вайшедель обвинил все философско-теологические построения традиции в том, что они основываются на недоказанных или принимаемых на веру посылках. Однако критерии, в соответствии с которыми он квалифицирует как божественную ту реальность, которая, по его словам, служит условием возможности мирской действительности, он заимствует именно из традиции конфессиональной теологической и философской мысли.

Те данности опыта, которые Вайшедель избирает в качестве основы своего построения, не представляются достаточно надежными для метафизической характеристики совокупной действительности. Прежде всего не обоснован сам выбор этих данностей как репрезентативных относительно всего возможного опыта действительности. Кроме того, даже если считать правомерным сам отбор указанных данностей, не получает обоснования сама интерпретация этих видов опыта как опыта сомнительности. Все эти опыты по существу подчеркивают конечность и временность человеческого существования. Но это еще не дает основания считать и человеческое существование, и всю действительность «сомнительными».

Наконец, целесообразно указать на неопределенность в характеристике онтологического статуса божества «откуда»: как утверждается, это не что иное, «как сомнительность мира, рассмотренная в ее глубине». Другими словами, речь идет о глубинном измерении этой сомнительности. Но сама сомнительность – это ни бытие, ни ничто. Остается неясным, глубинным измерением чего является «откуда» как божество. Философское богопознание, не определяющее, хотя бы в общих чертах, онтологический статус божества, не может претендовать на то, что является философски обоснованным. Ведь все основные задачи философского богопознания связаны в конечном счете с определенными онтологическими концептуализациями.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Газонная трава для озеленения и ЖКХ.