Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философское учение о боге, созданное Уайтхедом

По прочно установившемуся мнению Альфред Норт Уайтхед (1861 –1947) является одним из. крупнейших западных философов нашего столетия. Уайтхед приобрел свою славу прежде всего как логик, математик и ученый. В последние десятилетия своей жизни он обратился к широкому кругу философских вопросов, в первую очередь метафизических и культурологических.

Особое значение приобрело созданное Уайтхедом философское учение о боге, которое дало довольно мощный импульс целому направлению в современной философской теологии.

Философская концепция Уайтхеда преследует прежде всего метафизические цели, она ориентирована на постижение реальности в ее тотальности, а главное – в каких-то последних основаниях. Следует отметить, однако, что сам Уайтхед предпочитает термин «спекулятивная философия». «Спекулятивная философия, – пишет Уайтхед, – это стремление создать связную, логическую, необходимую систему общих идей, в терминах которой можно проинтерпретировать любой элемент нашего опыта».

Уайтхед называет свою философию «философией органицизма», где слово «органицизм» указывает на концепцию реальности, в которой все аспекты опыта взаимосвязаны.

Мир следует осмыслять в терминах процесса. Нет какой-то статической субстанции, лежащей в основе вещей мира, тем более нельзя говорить о двух субстанциях – материи и духе. «Базисные реальные вещи, из которых состоит мир», Уайтхед называет «актуальными сущими». Мир-процесс заключается в становлении этих актуальных сущих. Каждое актуальное сущее биполярно. Оно обладает как физическим, так и психическим полюсом, хотя слово «психический» не обязательно подразумевает сознание.

Так как бог является актуально сущим, то и он биполярен. Его психический, или «концептуальный», полюс, который Уайтхед называет его «изначальной природой», является неизменным, завершенным, он источник всех идеалов и новых возможностей. Бог обладает и «физическим» полюсом, «последующей природой», участвующей в творческом развитии мира.

Уайтхед считает, что «концептуальная» сторона свободна, завершена, изначальна, вечна, актуально недостаточна и бессознательна. Другая сторона зарождается в опыте, проистекающем из временного мира, а затем интегрируется с изначальной стороной. Она детерминирована, не завершена, является последующей, вечно длится, полностью актуальна и сознательна. Концептуальный опыт бесконечен, а физический – необходимо конечен, так что с точки зрения своей последующей природы бог ограничен и вовлечен в становление.

Все актуальные сущие «участвуют» в том, что Уайтхед называет «вечными объектами». Последние в чем-то похожи на идеи Платона и являются универсальными качествами, но не имеют самостоятельного существования и реализуются только в каких-то сращениях актуальных сущих в мире-процессе. А сами по себе они являются просто потенциальностями в изначальной природе бога. Творчество бога состоит в том, что он источник этих вечных объектов, т. е. всех возможностей. Они истекают от бога и реализуются в актуально сущих. В то время как актуально сущие всегда становятся и продуцируют новое, вечные объекты фиксированы в своем бытии. Они всегда присутствуют в боге, ожидая реализации. Актуальные сущие образуют связь. Идея связи позволяет Уайтхеду перейти от плюрализма множества актуальных сущих к концепции органической Вселенной.

Уайтхед признает, что институциональное христианство пришло в упадок, но жив религиозный дух. Ключ к религиозной ситуации он ищет в анализе исторического развития. Здесь он различает три стадии. На первой Платон узрел, что божество основывает порядок мира, что предвосхищало учение о милости. На второй стадии Христос обнаружил в действии то, что Платон угадал в теории. Затем была предпринята попытка синтезировать учение Платона с практическим христианством, но этот синтез не удался. Теология держится за устаревшие идеи, превратила божественное присутствие в деспотического бога, противостоящего миру. Необходимо реформировать теологию, с тем чтобы она эффективно указывала на идеалы, которым учил Платон и которые актуализировал Христос.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания