Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философско-религиозный перспективизм

Суть нонкогнитивистского подхода заключается в том, чтобы продемонстрировать: логические позитивисты неверно понимают природу религиозных высказываний. Точнее, философские апологеты стремятся показать в данном случае, что религиозные высказывания вообще не являются утверждениями, если присмотреться к ним внимательнее.

Все варианты философско-религиозной апологетики, обусловленные позитивистской угрозой, все разновидности того, что Джон Пасмор назвал «христианским эмпиризмом», свелись в конечном счете к тому, чтобы представить теизм в качестве правомерной, более того, наиболее адекватной «перспективы», способа рассмотрения мира.

«Перспективизм» как защитная стратегия стал предметом объективного и убедительного, на наш взгляд, анализа у Гуго Ионеса. «Перспективизм» предполагает определенную корреляцию между индивидуальным созерцанием и мировой действительностью. «Согласно перспективистской концепции, – пишет Понес в книге «Логика теологических перспектив: языково-аналитическое исследование», – религиозная речь не является только применением унаследованных слов. Это скорее речь с определенной точки зрения. Для того чтобы понять эту речь, следует, по крайней мере отчасти, встать на эту точку зрения и быть согласным с ней».

Философско-религиозный перспективизм указанного вида стремится преодолеть критическую традицию, идущую от Юма и Канта до логического позитивизма, поскольку в этой традиции считается, что религиозные высказывания нельзя представить и оправдать ни как истины разума, ни как заключения на основе опыта.

Сам перспективизм не является чем-то новым. Он гипотезам и прочим обобщениям эмпирического; необходимым высказываниям логики и математики. Религиозные высказывания не подпадают ни под один из этих видов, к ним не следует применять принцип верификации. Однако из этого не нужно вслед за неопозитивистами делать вывод о бессмысленности религиозных высказываний. Религиозные высказывания, по Брейзуэйту, суть разновидность моральных высказываний. Как высказывания такого рода религиозные высказывания не являются бессмысленными, поскольку обладают отчетливой функцией в жизни религиозных людей. Религиозные высказывания выражают жизненную установку, намерения, приверженность определенному образу жизни.

Из позиций подобного рода особую известность приобрели воззрения Ричарда Хеэра. Хеэр признает, что «в сфере, очерченной Флю, Флю одержал полную победу». Тем не менее он сомневается в том, что Флю правильно понимает своеобразную природу религиозных высказываний, и в связи в этим оспаривает правомерность применения его теории к этим высказываниям.

Для выражения своей точки зрения Хеэр, так же как и Флю, рассказывает историю. Эта история о безумце, которого никакие доводы не могут убедить в том, что он ошибочно смотрит на мир и совершенно неверно оценивает намерения окружающих его людей. Никакой опыт не воспринимается безумцем как свидетельство против его мнения о мире. Но это обстоятельство, вопреки теории Флю, не позволяет считать мнение безумца бессодержательным. Все, что об этом мнении можно сказать, заключается в том, что оно отличается от нашего мнения. Это различие между мнением безумца и мнением здоровых людей Хеэр обозначает искусственным словом «блик». Хеэр, вероятно, понимает под «бликом» какую-то базисную установку, которая фильтрует и организует опыт индивида. Как нечто предшествующее опыту такая установка не может непосредственно определяться опытом. Позиции верующих и неверующих определяются различными «бликами», поэтому вряд ли можно сопоставлять их позиции на основе опыта, сопоставлять как различные объяснительные гипотезы относительно действительности.

В теории «блика» Хеэра, получившей очень широкую известность, остается много неясностей, что делает возможными различные ее интерпретации. Но при всех интерпретациях очевидно, что сам Хеэр склоняется к нонкогнитивистскому пониманию того, что такое «блик». В применении к религиозным высказываниям это означает нонкогнитивистскую интерпретацию смысла таких высказываний.

В концепции Брейзуэйта, Хеэра и во всех подобных попытках религиозные высказывания понимаются как нечто экспрессивное – как выражение моральной установки, как определенный способ мировосприятия, как воплощение жизненной установки и т. д. В соответствии с этим религиозные высказывания лишаются по существу когнитивного содержания.

Рассуждения Ионеса следует, на наш взгляд, дополнить указанием на то, что суть философско-религиозного перспективизма заключается в стремлении каким-то образом автономизировать «религиозную перспективу». Автономизация означает утверждение смысла, конституируемого этой перспективой. Соответственно будто бы нейтрализуется опасность для религии, обусловленная позитивистским подозрением, что религия бессмысленна.

Как уже отмечалось, второй вариант ответа на «неопозитивистский вызов» заключается в отказе от неопозитивистской теории смысла. Это направление в современной аналитической философии религии представлено главным образом двумя позициями. Первая позиция – это философия религии на основе философии обыденного языка. Вторая связана с философско-религиозным использованием теории «языковой игры».


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания