Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Герменевтика и религиеведение

Дискуссия относительно феноменологических и исторических методов в религиоведении пересекается с дискуссией относительно роли герменевтики. Дискуссия относительно герменевтики преследует цель разработать всеобщую теорию интерпретации, пригодную для изучения религии.

Герменевтика может иметь два различных значения. Она может, во-первых, означать теоретическое осмысление процесса интерпретации; во-вторых, саму теорию, которая делает возможным, как утверждается, выявление скрытого смысла религиозных явлений.

По мнению некоторых философов и религиоведов, герменевтика способна послужить адекватной основой для «науки о религии». Если понимать эту науку как герменевтическую дисциплину, считает Отто Больнов, то отпадут многие обвинения в адрес религиоведения.

Больнов признает, что современное религиоведение подвергается многообразной критике. Основные обвинения: оно не способно строго определить используемые понятия, в нем отсутствует общепризнанное определение религии, оно не в состоянии достичь «адекватной формы научной теории», поскольку не использует однозначно проверяемые гипотезы.

Больнов с целью опровергнуть эти обвинения развертывает следующую аргументацию. В современной философии можно, по его мнению, выделить три основных течения: теорию науки (позитивистскую), герменевтику (философию наук о духе) и критическую философию (критику идеологии). Больнов, ссылаясь на К.-О. Аппеля, утверждает, что сциентистика, герменевтика и критика идеологии определяют и методологическую трихотомию современной науки. Уже само многообразие основных течений показывает, что идея единой науки, выдвинутая позитивистской теорией науки, потерпела крах. В силу этого науке о религии нет нужды оправдываться перед лицом позитивистски окрашенных обвинений. В философской теории познания герменевтика давно признана как оправданная и необходимая дисциплина. «Наука о религии не должна чувствовать себя уязвимой и неуверенной в научном отношении, – подчеркивает Больнов, – если она считает себя герменевтической дисциплиной».

Основные понятия, используемые в науке о религии, являются герменевтическими. Их можно определить только посредством круговой процедуры герменевтического истолкования. Однако эти понятия не менее строги, чем понятия конструктивных наук. Наглядным примером специфики понятий науки о религии может служить нескончаемый спор вокруг понятия религии. «Можно определить, что такое религия, но это определение должно, – отмечает Больнов, – осуществляться иным способом, чем обычный процесс определения. Религия не имеет над собой какого-либо рода, в рамках которого ее можно было бы охарактеризовать с помощью особенных определений». Религию можно определить только герменевтическим способом, т. е. следует исходить из какой-то ее идеи, которая затем будет обогащаться посредством индуктивного и позитивного исследования.

Отдельные религии нельзя рассматривать как виды рода «религия». Здесь не существует общего знаменателя или общей сердцевины. Все религии обладают каким-то понятийно трудно определяемым семейным сходством. Улавливаемое сходство не должно опираться лишь на интуицию, его следует методологически удостоверить. Подобный метод еще надлежит разработать. «Можно надеяться прийти к сущностному определению религии, если задаться вопросом о функции религии в структурной связи человеческой жизни». Сходным образом Дильтей пытался прийти к сущностному определению философии.

Что же касается статуса гипотез в науке о религии, то здесь, по мнению Больнова, следует исходить из того, что гипотеза в науках о духе выполняет совершенно иную функцию, чем в естественных науках. В естественных науках гипотеза – это четко сформулированное утверждение, призванное объяснить нечто. В науках о духе она призвана заполнить пустоты в той или иной смысловой связи. В данном случае лучше говорить о предпонимании, получающем большую определенность в процессе исследовательской работы. «В случае с гипотезой речь идет о понятийно отчетливо сформулированном утверждении, значимость которого проверяется опытом. Ясность формулировки служит предпосылкой возможности точной проверки. Процесс с самого начала протекает в сфере ясного сознания. Предпонимание, напротив, дано только в неопределенности ощупью продвигающегося предчувствия, которое в ходе работы медленно обозначается все отчетливее. И в то время как относительно гипотезы процедура исчерпывается, как только Принято решение о истинности или ложности, процесс истолкования, путь от неопределенного предпонимания к определенному пониманию никогда не завершается, но ведет ко все новым глубинам».

Больнов делает следующий вывод из своих рассуждений: «Наука о религии как герменевтическая дисциплина является не менее строгой наукой, чем дисциплины, развиваемые в соответствии со сциентистским идеалом».

Герменевтическое религиоведение, как это видно из рассуждений О. Больнова, широко опирается на современную философско-герменевтическую теорию. Однако философская герменевтика – это не философско-религиозная теория. Поэтому усиление внимания к герменевтике не может опровергнуть нашего общего тезиса об отсутствии сколько-нибудь интенсивных или продуктивных отношений между современной философией религии и религиоведением.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания