Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Почему размываются границы между догматическим и философским богопознанием

Традиционно ситуация философской теологии представляется довольно ясной в логическом отношении. Догматическая, или систематическая, теология, как теология откровения, содержательно расширяет и конкретизирует философское знание о боге, полученное «естественным» философским разумом. Некое общее откровение, запечатленное в сотворенном мире, служит основой естественно-философского богопознания, а специальное откровение, запечатленное в священных текстах и воспроизводимое в традиции, служит основой нормативного расширенного и единственно истинного знания о боге. Эта программа исходит главным образом из томистского представления об отношении между естественной теологией и теологией откровения. Томистское понимание характера этих отношений оказало во многом определяющее воздействие на всю дальнейшую традицию.

В последние десятилетия во все большей степени размываются границы между догматическим и собственно философским богопознанием. Это связано прежде всего как с ситуацией в систематической теологии, так и с положением в экзегетической теологии и в библеистике. Систематическая теология настойчиво ищет новые пути осмысления божественной реальности и стремится поэтому обрести опору в философском богопознании в строгом смысле. Экзегетическая теология и библеистика все более полно выявляют историческую многослойность и многосмысленность Библии, так что теология не может считать библейские содержания чем-то совершенно однозначным и вынуждена искать нетрадиционные средства экзегетики. Такие средства нередко находят в философском богопознании . Не случайно поэтому, на наш взгляд, важнейшей особенностью именно современного философского богопознания в его конфессиональной разновидности является претензия на то, что философское понимание сущности бога может выступить в качестве герменевтического средства по отношению к содержанию Библии. В традиционной естественной теологии такая претензия по существу не выдвигалась. Все это не может не вести к размыванию границ, полагаемых классической традицией.

Стремление к познанию сущности бога заключается прежде всего в указании атрибутов как его сущностных свойств. Ни систематическая теология, ни философская теология в христианской традиции не претендуют на исчерпывающее и полное постижение природы бога. Всякое постижение понимается как ограниченное и по охвату, и по глубине.

В рамках такого ограничения конфессиональная философская теология налагает на себя еще одно ограничение. Философская теология призвана указать лишь некоторые основные атрибуты божества, в принципе доступные «естественному» человеческому разуму, сознательно отвлекающемуся от того знания, что стало достоянием человека благодаря самораскрытию бога, благодаря божественному откровению.

Традиционно приписываемые богу атрибуты в различной мере поддаются философскому осмыслению. Так, атрибуты всеведения и всемогущества более доступны философской концептуализации. Другие же, такие, как милосердие, любовь, справедливость, – в меньшей степени. Поэтому теологи нередко утверждают, что как раз эти божественные атрибуты могут стать известны людям только из божественного откровения.

Традиционно философская теология ставила целью разработку некоего всеобще-философского и соответственно всеобщечеловеческого учения о боге, которое в конкретных религиях и их «теологиях» получает будто бы завершение и конкретизацию. Понятно, что «сверхъестественное» дополнение и завершение в рамках собственной религии, т. е. христианства, воспринималось как единственно правомерное и законное.

Философская теология в последние десятилетия такой претензии по существу уже не выдвигает. Это связано прежде всего с более глубоким осознанием своеобразия или даже нередуцируемой уникальности каждой религиозной традиции и утверждаемой ею природы божества.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Телефонный справочник организаций