Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Суть и основные философские и теологические источники концепции Олиари

«Нынешний кризис метафизики», как характеризует ситуацию Олиари, не может не иметь последствий для христианства вообще и в первую очередь для христианской теологии. Как подчеркивает Олиари, эти последствия более значительны, чем обычно считают. «Христианская идентичность, – утверждает он, – была метафизической в течение двух тысячелетий. Она основывалась на широком догматическом видении, в котором вся реальность упорядочивалась в функциональном соотнесении со своим первоисточником и конечной целью. В рамках метафизической культуры сущность христианства могла быть удовлетворительно выражена в догматических формулировках». Кризис метафизики ставит под сомнение христианскую идентичность. Более того, Олиари прямо говорит об утрате христианством «метафизической идентичности».

Христианство поэтому должно сегодня искать и обрести свою идентичность вне метафизических путей. Этот поиск должен привести к «конкретному демистифицированному самопониманию» христианства.

Олиари уделяет огромное внимание показу того, насколько метафизика пропитала веру. Он приходит к выводу, что метафизика столь долго оформляла язык веры, что в настоящее время обновить этот язык можно только посредством сознательной и упорной борьбы с метафизикой. Олиари многократно характеризует отношение к метафизике в терминах не только противостояния, но и борьбы с «метафизическим империализмом». Он утверждает, что «нет мирного способа перевести классический христианский язык на современные термины. То, что является метафизическим в этом языке, должно пройти сквозь горнило критики метафизики. Догматические формулировки прошлого, великие теологии Августина и Аквината доступны нам сегодня только в критической борьбе с их метафизическим содержанием». Уклониться от борьбы – значит сделать невозможной коммуникацию с прошлым.

Однако борьба с метафизикой не должна носить характер разрыва с традицией, с идеей теологии или даже с философией. Более того, Олиари представляет искомое преодоление метафизики как «герменевтическую стратегию, посредством которой современная теология может установить более творческие отношения с христианской традицией». Эта стратегия должна носить характер «исторической герменевтики». Речь идет прежде всего о «методе терпеливого исторического вопрошания», который начинает с сознания того, как трудно расшифровать последний смысл теологии, два тысячелетия определяемой метафизикой, и высветить «немыслимое», спрятанное в этой истории.

Теология посредством исторической герменевтики призвана «обнаружить одушевляющую интенцию веры, погребенную в традиции метафизической теологии. Эта интенция веры является объединяющей темой христианской теологии, – темой, претерпевающей столь же много вариаций и эпохальных изменений, как и вопрос о бытии». Историческая герменевтика призвана, далее, пробиться к «феноменальности откровения», т. е. откровения, обнаженного от метафизических интерпретационных покровов.

Историческая герменевтика должна опираться на понимание метафизики, представленное в философском творчестве М. Хайдеггера. Это понимание должно корректироваться в свете воззрений ряда других философов, прежде всего Жака Дерриды. «Все, что вызвано метафизическим языком в христианской теологии, – заявляет Олиари, – может быть проинтерпретировано в терминах хайдеггеровского постижения метафизики как онтотеологии». Однако теологу нет нужды беспокоиться относительно адекватности этого постижения, поскольку теология не занимается систематической и исторической динамикой метафизики как таковой. Ее интересует лишь то, как метафизика воздействовала на теологию.

Таким образом, определенная философия должна выступить в качестве средства освобождения христианской теологии от метафизики. Но этим не исчерпываются, в представлении Олиари, функции философии в отношении теологии. Сама философия, освободившись от метафизики, может стать партнером в диалоге с теологией. Вообще необходимо освободить диалог между философией и верой от незрелых амальгам и подчинений, свойственных прошлому, и достичь какой-то минимальной ясности относительно природы их взаимоотношений. Синтезы, такие, как прежде всего у Фомы Аквинского, должны быть заменены диалогом, учитывающим плюрализм «различающихся интересов веры и философии».

Концепция Олиари по существу резюмирует все значимые антиметафизические темы, звучащие сегодня в теологии и философии. Наиболее полным и влиятельным выражением антиметафизических позиций в XX веке являются: в философии – неопозитивизм, особенно ранний, и творчество М. Хайдеггера, а в теологии – воззрения представителей диалектической теологии, в первую очередь воззрения Карла Барта. Это, в частности, суть и основные философские и теологические источники концепции Олиари. Правда, Олиари постоянно указывает на недостаточную «антиметафизичность» диалектическои геологии.

Концепция Олиари представляет собой всего лишь программу преодоления метафизики в том смысле, что она носит характер диагноза и императива. Очень трудно на основании этой концепции представить, каким же будет христианство, освобожденное от метафизического содержания, неотъемлемого от христианства в течение почти двухтысячелетней истории.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания