Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Понятия «языковая игра» и «форма жизни»

Концепция языковой игры несет в себе, как считают, возможность решения проблем религиозного плюрализма. Каждая религиозная традиция предстает как уникальная автономная скорма жизни и языковая игра. Религиозные традиции можно поэтому представить как несводимые друг к другу, как равноправные жизненные формы и языковые игры.

Основу возможности подобного философско-религиозного использования понятий «языковая игра» и «форма жизни» образует, по нашему мнению, представление о логическом отличии религиозных верований от других видов верований – повседневных, научных, этических и т. д. Логическое своеобразие каждого вида верований имеет, как полагают, конститутивное значение для соответствующих языковых игр и форм жизни.

При этом, однако, логическое своеобразие религиозных верований лишь постулируется, провозглашается. Оно не получает какого-либо обоснования. Ведь фиксация того очевидного на первый взгляд факта, что есть различные верования, сопряженные с соответствующими формами жизни, еще не означает, что указано, в чем заключается их логическое своеобразие. А это предполагает постановку онтологической проблематики. Если онтологическая проблематика не ставится, то использование религиозного языка предстает действительно как игра. Не случайно возражения противников понимания религии как языковой игры обычно сводятся к указанию на то, что для верующих религиозные верования – это не игра, а представления о том, каков мир и бог на самом деле. Ведь даже мифы и метафоры указывают, как подчеркивается, на реальности. Кроме того, ссылаются на то, что сам Витгенштейн при его уважении к повседневной жизни и языку не одобрил бы теорию, которая столь очевидно противоречит действительным функциям верований в жизни носителей религиозного языка.

Наиболее часто концепция религии как формы жизни и языковой игры связывается с именем Дьюи Филлипса. По прочно утвердившемуся мнению, концепция Филлипса представляет собой наиболее последовательное и полное воплощение «неовитгенштейнианской философии религии». Ксавьер Садаба Гарай, например, утверждает, что «Филлипс является единственным философом, кто систематически разработал учение вит-генштейнианского фидеизма».

В действительности Филлипс отрицает правомерность отождествления его взглядов с «витгенштейнианским фидеизмом». В последние годы Филлипс настойчиво подчеркивает, что представление о его творчестве как о парадигме таких воззрений является в значительной мере недоразумением.

Так, в книге «Верование, изменение и формы жизни» Филлипс прежде всего ссылается на то, что если «правильно понимать Витгенштейна, то ничего из того, что он говорит, не исключает возможности диалога с религиозными верованиями, их понимания, критики, изменения и упадка». Филлипс подчеркивает, что, несмотря на это, приверженцев позднего Витгенштейна постоянно обвиняют в «фидеизме», антиинтеллектуализме и консерватизме. Им приписывается стремление оградить религиозные верования от критики.

Филлипс считает, что критики неправомерно навязывают приверженцам Витгенштейна целую концепцию, состоящую из пяти тезисов. 1. Религиозные верования логически отделены от всех других аспектов человеческой жизни. 2. Религиозные верования могут быть поняты только верующими. 3. То, что называется религиозным языком, определяет, что имеет и что не имеет смысла в религии. 4. Религиозные верования нельзя подвергать критике. 5. Религиозные верования не могут подвергаться воздействию со стороны каких-либо личностных, социальных или культурных событий.

Филлипс приводит многочисленные выдержки из работ современных философов религии, где ему приписываются эти тезисы. Посредством столь же многочисленных и подробных выдержек из своих собственных работ он стремится показать безосновательность навязывания ему концепции, образуемой указанными пятью тезисами. Следует отметить, что не во всех случаях текстуальные опровержения Филлипса выглядят убедительными.

Основной момент в концепции Филлипса и соответственно в его полемике с оппонентами заключается в обосновании положения о том, что «никакая серьезная интерпретация религиозных верований не может обойти обсуждение того, как они взаимосвязаны с другими сторонами человеческой жизни». Филлипс подчеркивает, что нельзя говорить о религии как о форме жизни, ее можно представить только внутри какой-то формы жизни. Следовательно, нельзя определить заранее, что может произойти с религией в рамках этой формы жизни.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания