Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Как предстает бог по мысли Шеффлера

Сегодня стало очевидным, что даже люди одной эпохи живут в чрезвычайно различных исторических мирах, что они организуют свои восприятия в совершенно разные опытные комплексы. Ситуация тем более усугубляется, когда речь идет о различных эпохах и культурах. Перед лицом этих обстоятельств крайне трудно говорить о каком-то едином горизонте опыта для всех людей.

Разумеется, оговаривается Шеффлер, опыт всегда возможен только как включение единичного содержания в какой-то охватывающий горизонт. Опыты, включаясь в этот горизонт, изменяют его. Между горизонтами, которые делают возможным опыт, и опытами, которые изменяют горизонты, существует диалектическая исторически подвижная связь. В исторической ретроспективе далеко не всегда видна несомненная преемственность, можно указать на разрывы исторической преемственности. В тех же случаях, когда коллективное «я» исторически воспринимает себя как тождественное «я», несмотря на осознание границ между эпохами, оно приобретает понимание того, что сохранение или восстановление его как тождественного не является чем-то само собой разумеющимся и гарантированным. Коллективное «я» осознает, что сохранение или восстановление его исторической идентичности не зависит от него самого. Возникает вопрос об условиях, которые делают это возможным. «То условие, которое делает возможным восстановление «я», прошедшего сквозь кризис исторического сознания, могло бы, – утверждает Шеффлер, – быть названо «богом».

Аргументацию, которая только что указана, Шеффлер применяет не только к коллективному, но и к индивидуальному «я». И в индивидуальной жизни есть различные исторические эпохи. «Индивидуальноисторический опыт» таков, что собственное «я», каким оно было в прошлом, зачастую кажется человеку чем-то чуждым, а то и непонятным. Поэтому и индивидуальная жизнь человека может, как считает Шеффлер, служить контекстом осмысленной «речи о боге». Бог и в данном случае выступает у Шеффлера как условие сохранения или восстановления исторической идентичности «я», причем условие, неподвластное самому человеку.

Итак, по мысли Шеффлера, бог предстает как важнейшее условие возможности трансцендентальности человека, как условие возможности его жизни, поскольку эта жизнь немыслима вне связи с опытом. Но указание на то, что бог выполняет такую функцию, можно в лучшем случае воспринимать как доказательство его существования. Такое указание почти ничего не говорит о природе бога. Иными словами, философско-теологическая концепция Шеффлера еще не осуществила, если говорить строго, философского богопознания.

Перед Шеффлером здесь открываются две возможности, в общем соответствующие путям конфессиональной и внеконфессиональной философской теологии. Это означает, что концептуализация сущности божества может быть осуществлена или в соответствии с фундаментальными представлениями иудео-христианской традиции, или по каким-то совершенно иным принципам.

Шеффлер выбирает путь конфессиональной философской теологии, но цели он стремится достичь не посредством дальнейшего развертывания философской аргументации, показывающей, что осмысление человеческой трансцендентальности приводит к богу иудео-христианской традиции. Вместо этого Шеффлер ищет экзегетическое подтверждение правомерности того, что важнейшее условие возможности человеческого опыта он именует богом. Шеффлер подвергает истолкованию некоторые тексты Нового завета, свидетельствующие, по его мнению, об опытах утраты преемственности в понимании мира и самого себя и восстановления такой преемственности. Другими словами, философское построение в концепции Шеффлера должно выступить и в качестве «герменевтики свидетельств религии».

Более того, эти функции философской концептуализации призваны служить и средством подтверждения ее правомерности. «Философская речь о боге, – утверждает Шеффлер, – не может получить подтверждения независимо от устремления к историческому пониманию».

Таким образом, философско-теологическая концепция Шеффлера представляет бога как фундаментальное условие трансцендентальности человека, понимаемой как способность иметь опыт мира и самого себя. В трансцендентальной философской теологии, какой она предстает у Шеффлера, философское богопознание осуществляется вне контекста онтотеологической проблематики.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания