Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Как укоренилась история религии

Западное религиоведение уделяет огромное внимание истории религий. Известно, что не только существует такая дисциплина, как «история религий», но и весь религиоведческий комплекс иногда обозначается так. Крупнейшее организационное объединение религиоведов носит название «Международная ассоциация истории религии» (IAHR).

В самом общем виде можно сказать, что история религии понимается как исследовательский подход, призванный описать и постичь становление религии как в имманентных историко-религиозных связях, так и в общем социально-историческом и историко-культурном контексте.

В современном религиоведении в понимании дисциплины «история религий» наметились две основные позиции. В соответствии с первой речь идет о простом собирании фактов, анализе описательных данных, а также об изучении источников, в первую очередь древних религиозных текстов. Приверженцы второй позиции считают, что история религий должна обладать более широким теоретическим подходом, где будут использоваться данные сравнения религий и систематические классификации, будут разрабатываться типологии и делаться обобщения. Обе указанные позиции не только представлены в методологической дискуссии, но и широко реализуются в исследовательской работе.

Даже краткая характеристика основных позиций в понимании истории религии свидетельствует о том, что современное западное религиоведение отказалось от эволюционного подхода в исследовании религии, прежде всего истории религии. Этот подход приобрел особое значение в философии религии и религиоведении в XIX веке. Теории эволюции, как было широко признано, могли послужить адекватным средством объяснения не только в биологической сфере, но и в социально-исторической и духовной жизни человека. Эволюционный подход в изучении религии создавал, как считали, условия для исторического и систематического упорядочивания многообразного религиозно-исторического материала. Этот подход наделял философское и частнонаучное религиоведение солидным научным статусом в силу методической, однотипности религиоведения с другими научными дисциплинами.

Рассматривая ситуацию в религиоведении XIX века, Дуглас Дэйвис отмечает: «Критическое изучение религии как чрезвычайно важного аспекта жизни быстро приобрело среди интеллектуалов то значение, которого не имело прежде, поскольку теория эволюции неожиданно предстала как ключ к раскрытию тайн религии и как побудительный мотив к этому занятию... Если теологи переживали процесс утраты достоверного знания об истоках религии, то другие в этот момент как раз начинали представлять, как приобрести понимание начал духовных усилий человека. Дело обстояло так, как будто обладание волнующими открытиями о человеке переходит от теологов к этой новой группе ученых, вдохновляющихся философским идеалом прогресса. Они получили поддержку и новую ориентацию благодаря прагматическим открытиям биологии».

Эволюционный подход действительно оказался очень плодотворным. Многие понятия и концепции, в частности понятия тотемизма и анимизма и др., прочно вошли в арсенал религиоведения. Однако в настоящее время эволюционный подход практически исчез из западного религиоведения. В философии религии уже не создаются глобальные схемы стадиального развития религии.

На наш взгляд, исчезновение эволюционного подхода из современной философии религии не связано лишь с ослаблением эвристической силы эволюционных идей в современной мысли. Ведь в той или иной степени теория эволюции продолжает использоваться не только в естественных, но и в социальных науках – психологии, антропологии, лингвистике. Основная причина заключается, по нашему мнению, в том, что эволюционный религиоведческий подход был тесно связан с антирелигиозной установкой. Этот подход предполагал также редукционизм в понимании религии.

Следует отметить, что вообще подчеркнутый отказ от редукционизма в объяснении и понимании религии является одной из наиболее характерных примет современного западного религиоведения. Редукционизм, т. е. сведение религиозности к каким-то внерелигиозным факторам, объяснение религии через эти факторы, встречается все реже. Как правило, редукционистский подход к исследованию религии представлен не столько в самом религиоведении, сколько в других областях научного знания.

В настоящее время наиболее известной и влиятельной редукционистской теорией применительно к религии является социобиология. Эдвард Уилсон, самый известный представитель социобиологии, утверждает, что традиционные религиозные верования размыты, и не столько из-за краха лежащих в их основе мифологий, сколько из-за растущего понимания того, что и вера представляет собой «механизм выживания». «Религии, подобно другим человеческим институтам, эволюционировали таким образом, чтобы обеспечить лучшее выживание и большее влияние их приверженцам».


Также интересно:

Герменевтика и религиеведение
Философия и религиоведение в концепции Ниниана Смарта
Связь философии мировоззрений с действительно существующими мировоззрениями
Разностороннее исследование системы религиозных верований
Возникновение спора между когнитивизмом и нонкогнитивизмом в рамках философско-эпистемологического исследования религии
Философия религии как философская теология
Конфессиональная и внеконфессиональная философская теология
Разные способы определения понятия «философская теология»
Существование и функции конфессиональной философской теологии
Как реализует себя философская теология внеконфессионального типа

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Вы уже купили анкерный болт с гайкой? Ждём вас в Ленкомплект.ру . how to get followers on instagram . pool service rancho cucamonga ca