Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Категоризация религиозных верований по Уиттейкеру

Уиттейкер стремится доказать, что религиозные верования следует относить к «категории принципов». «Мой тезис заключается в том, – заявляет Уиттейкер, – что религиозные верования типично выполняют роль принципов». Значит, адекватное понимание эпистемологического статуса этих верований можно приобрести только в свете «логики принципов». Вероучительные положения поэтому следует, по утверждению Уиттейкера, классифицировать как «дело принципов». Принципы – это основополагающие «недоказуемые утверждения», которые обосновывают и обусловливают дальнейшие суждения.

Уиттейкер стремится обосновать категоризацию религиозных верований как принципов посредством сопоставления с другими возможными категоризациями, в первую очередь с категоризацией их в качестве гипотез. Гипотезы он представляет как «недостоверные высказывания, истинность или ложность которых может быть в принципе, если не на практике, установлена посредством какого-то фактуального исследования»6. Однако, отмечает Уиттейкер, мы не в состоянии собрать такие свидетельства относительно религиозных верований, которые позволили бы превратить веру в знание, т. е. достоверно подтвердить или опровергнуть указанные гипотезы.

Уиттейкер подчеркивает, что религиозные верования почти никогда не могут быть подтверждены или опровергнуты. Они сопротивляются всякой объективно обязательной форме рационального оправдания, что принуждает верующих придерживаться своих убеждений лишь «силой веры». Религиозные верования нельзя превратить в общепризнанное достоверное и гарантированное знание. «Религиозные верования, являющиеся в своей основе делом принципов, никогда не становятся знанием».

Кроме того, верования в жизни религиозных людей функционируют как истины, определяющие их действия. Поэтому эти люди не могут воспринимать свои верования лишь как гипотезы.

Гипотетические утверждения обычно противопоставляются априорным логическим рассуждениям. Уиттейкер считает, что не следует ожидать, что религиозные верования могут получить оправдание на каких-то априорных логических основаниях.

В этой ситуации он считает целесообразным прибегнуть к помощи Витгенштейна, полагавшего, что некоторые из наших наиболее укоренившихся убеждений носят негипотетический характер. Эти убеждения, верования бессмысленно подвергать сомнению именно в силу этой их укорененности в нашем сознании. Витгенштейн считал их поэтому «достоверностями».

Витгенштейн, рассуждая о достоверностях, не имел в виду специально религиозные верования. Однако его размышления на эту тему имеют, по мнению Уиттейкера, большее философско-религиозное значение, чем какой-либо другой аспект его творчества.

Концепция Уиттейкера является, на наш взгляд, наиболее интересным вариантом нонкогнитивистского подхода к проблеме категориальной принадлежности религиозных верований. Отнесение этих верований к категории принципов не только означает утверждение фундаментального отличия религиозного понимания действительности от обыденного и вообще фактуального знания, т. е. утверждение нонкогнитивизма, каким его обычно представляют в современной философии религии, но и позволяет передать специфику религиозного отношения к действительности. Ведь характеристика религиозных верований как «дела принципов» предполагает понимание их как чего-то первичного, основополагающего и в то же время связанного с глубинной убежденностью и вовлеченностью.

Категоризация религиозных верований как гипотез делает возможным наделение их равноправным когнитивным статусом с фактуальным знанием о действительности. Это открывает определенные апологетические возможности, поскольку можно представить религиозные верования как соответствующие наиболее распространенным в современной культуре стандартам знания.

В то же время такая категоризация имеет значительные последствия и для критики религии, поскольку создает условия для эпистемологической проверки их правомерности в соответствии со стандартами, применяемыми к различным видам светского знания.

Иная категоризация как раз и позволяет вывести религиозные верования из ситуации нежелательного сопоставления их со светскими познавательными установками. «Негипотетическая» категоризация религиозных верований является разновидностью философского нонкогнитивизма в понимании религии. Как правило, нонкогнитивизм представляет собой апологетическую стратегию определенного вида.


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания