Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Разные способы определения понятия «философская теология»

Философская теология может обозначаться и как «метафизика» или «христианская метафизика». Обозначение «философская теология» представляется предпочтительным в силу того, что проблематика абсолюта, вообще религиозная проблематика образует лишь часть, пусть и важнейшую, по мнению многих, интересов метафизики.

Термин «религиозная философия» довольно расплывчат, он не выражает основной задачи рассматриваемого типа философствования – экспликации или создания философского учения о боге. Кроме того, этот термин в настоящее время очень редко употребляется в философской и теологической литературе на Западе.

Термин «рациональная теология» не представляется удачным. В известном смысле он может применяться к рассматриваемому виду философствования, поскольку практически все разновидности философской теологии претендуют на приобретение знания только посредством разума, противопоставляя себя в этом плане собственно теологии, опирающейся также на традицию и опыт. Но попытки использовать разум в религиозном рассуждении еще не означают, что речь идет как раз о философском разуме, который является сущностью определяемого феномена.

В основе программы философской теологии лежит определенное понимание природы философствования, определенное понятие философии. Философия представляется как свободное размышление, как высшее осуществление свободы человеческого разума, в том числе и в религиозной сфере. При таком понимании философии признается неправомерность обусловленности философствования чем-либо иным, кроме принципов и предметности этого философствования. Философия ориентирована на бытие своего предмета в нерушимости его бытийных прав и истинности. Это означает, что базисная проблема философской теологии заключается в том, может ли философское размышление, опирающееся только на опыт мира и опыт человеческого существования, дать само по себе какое-то знание о существовании бога, его природе и действии.

В основе всякого философско-теологического проекта, особенно традиционного, лежит также определенная концепция природы человека. Философская теология, прежде всего в функции философского богопознания, предполагает понимание природы человека как «естественно религиозного существа». Человек по самой своей природе обладает «направленностью» к богу. Естественная человеческая религиозность и инициирует, как явно или неявно предполагается, философское богопознание как спонтанное и высшее проявление разумной природы человека. В рамках конфессиональной философской теологии признается также, что человек испытал в божественном откровении еще и «сверхъестественный призыв».

Можно вычленить два основных типа философской теологии. Первый тип связан со служебными функциями философии по отношению к позитивной религии, конкретнее – религии западных христианских конфессий. Второй тип – это внеконфессиональное философско-теологическое теоретизирование.

Обозначение «конфессиональная философская теология» употребляется в следующем смысле. Речь идет о тех элементах философствования и о тех философских теориях, которые в принципе могут быть пригодны или даже адекватны фундаментальным христианским установкам.

Соответственно внеконфессиональными являются, в таком понимании, все те философские принципы и построения, которые не могут соответствовать таким фундаментальным христианским установкам.

Конфессиональная философская теология осуществляется в действительности как компонент теологического комплекса западных христианских конфессий. Конфессиональная философская теология в широком смысле – это стремление осуществить синтез христианской веры и философии. Это означает прежде всего, что ее принципы и теоретические построения так или иначе соотносятся с фактом и содержанием богооткровения. Следует подчеркнуть, что это верно безотносительно к конфессионально-институциональной принадлежности конкретного философа. Речь идет об определенном варианте философско-теологического теоретизирования.


Также интересно:

Существование и функции конфессиональной философской теологии
Как реализует себя философская теология внеконфессионального типа
Концепции, которые относятся к философской теологии
Метатеологические функции философской теологии
Два противоположных подхода к проблеме отношений между теологией и метафизикой
Суть и основные философские и теологические источники концепции Олиари
Отношение конфессиональной теологии к философскому богопознанию
Особенность современных нетрадиционных подходов к проблемам подтверждения существования бога
Принципиальное значение философских доказательств существования бога
Место и значение философского богопознания

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания