Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Концепции Маккуори в использовании философско-онтологического подхода при рассмотрении природы бога

Другой подход к вопросу о боге связан у Маккуори с утверждением о том, что даже если бы наука ответила на все возможные в пределах ее компетенции вопросы, то все равно это не означало бы удовлетворительного ответа на вопрос о происхождении нашего мира, упорядоченного столь удивительным образом, что соответственно может натолкнуть на размышления о боге.

Третий подход состоит в том, что наличие нравственного сознания у человека может привести его к вопросу о происхождении этого сознания и соответственно к вопросу о боге.

Последний подход к вопросу у Маккуори связан с фактом поиска человеком смысла существования. Вопрос о «последнем контексте смысла» может, по мнению Маккуори, рассматриваться как «вопрос о боге».

Маккуори признает, что очень многие люди удовлетворяются научными или вообще светскими ответами на указанные вопросы, а другие вообще не задаются этими вопросами. Перед Маккуори поэтому встает задача указать необходимость связи между этими вопросами и вопросом о боге. Но все, что Маккуори говорит по этому поводу, сводится к утверждению, что искомая связь становится явной, если «глубоко» размышлять над обсуждаемыми вопросами. Такое утверждение лишено аналитической убедительности.

Как мы уже отмечали, Маккуори использует философско-онтологический подход при рассмотрении природы бога. «Бог есть реальность, – заявляет он, – или, как я предпочитаю выражаться на классическом языке теологии, бог есть бытие». Бог – это не какое-то бытие наряду с другими или над другими. Он даже не высшее бытие. «Бог в конце концов не есть сущее (ens) вообще, следует осуществить качественный скачок и бога следует рассматривать как бытие (esse), как самый акт бытия, который предшествует всем видам бытия и проявляется посредством каждого партикулярного бытия». Динамичное понятие бытия применительно к богу должно означать также и высшую ценность.

По мнению Маккуори, переход от понятия сущего бытия (ens) к понятию самого акта бытия (esse) требует своего рода революции в философской теологии. По крайней мере это будет революционное изменение относительно того вида теизма, который господствовал в последние столетия и который «заражен деизмом». Маккуори оговаривается, что, возможно, отцы церкви и Фома Аквинский понимали бога как самый акт бытия, но даже если это так, то все равно требуется идти дальше.

Маккуори стремится показать, что концептуализация бога как самого акта бытия не является всего лишь философским изобретением, но согласно с библейским пониманием бога. С этой целью он осуществляет соответствующую интерпретацию некоторых фрагментов Библии. Маккуори заявляет, что «язык бытия» занимает особое место в Библии. Этот язык, кроме того, с самого начала играл заметную роль в христианской традиции. Он делает осмысленным представление о боге для человека, который изначально знает в своем собственном существовании, что значит «быть», причем «быть» активным, динамичным образом. Он позволяет, продолжает Маккуори, прояснять отношение бога к миру как отношение бытия к сущему. Язык бытия указывает и на трансцендентность и на имманентность бога, избегает опасностей как пантеизма, так и деизма. Он сохраняет божественную тайну, но делает возможным мышление по аналогии.

И философский, и экзегетический подходы к проблеме сущности бога резюмируются по существу в утверждении Маккуори о том, что верование в бога эквивалентно «вере в бытие».

Онтологические концептуализации природы бога занимали, как известно, очень заметное место в истории европейской мысли. Выдвинув претензию на новаторство в данном контексте, Маккуори обязан был дать более развернутую характеристику своего онтологического образа бога. Но по существу все свелось к утверждению того, что бытие бога есть акт бытия. Возникает вопрос: о каком бытии идет речь? Если речь идет об акте существования самого бога, то мы не получаем какого-либо знания о природе этого бытия. Если имеется в виду акт бытия как бытия небожественного сущего, то тем более требуется большая ясность.

Осмысление характера отношения между богом и миром в концепции Маккуори также не вносит ясности в вопрос о природе бога. А это соответственно затрудняет концептуализацию данного отношения. Суть философских размышлений Маккуори в данной сфере сводится к утверждению, что бога следует постигать как бытие, а «его отношение к миру нужно постигать как отношение бытия к сущим». Не вносит большой ясности, скорее даже запутывает дело и предложение Маккуори представлять бога как «форму мира». Маккуори оговаривается, что здесь следует мыслить по аналогии, но при этом не указывает мирского, доступного человеку термина аналогии, и его идея повисает в воздухе. Какой-то свет могло бы пролить указание на отношение к аристотелевско-томистскому понятию формы, но Маккуори не дает отчетливо такового указания.


Также интересно:

В чём заключается цель философско-религиозной концепции Вельте
«Ничто», которое наполняет и проникает в наличное бытие
Вельте формулирует вопрос: «Почему вообще есть нечто, а не ничто?»
Цель концепции Вельте обосновать конфессиональное понимание природы бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Что образует сердцевину трансцендентальной философской теологии
Философская процесс-теология
Философское учение о боге, созданное Уайтхедом

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания