Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Философия и религиоведение в концепции Ниниана Смарта

Некоторые представители современной западной философии религии настойчиво ищут пути какого-то сочетания, а возможно, и интеграции философско-исследовательских и научно-религиоведческих подходов к изучению религии. Интересный проект соединения философии религии и религиоведческих дисциплин предложил известный философ Ниниан Смарт.

Смарт проделал эволюцию в своих воззрениях на отношения философии религии и религиоведения. В течение довольно длительного периода Смарт считал, что роль философии в рамках таких отношений должна заключаться в «концептуальном анализе», понимаемом как исследование логического статуса религиозных понятий и идей. В настоящее время, согласно Смарту, философия религии в сочетании с религиоведением должна стать своего рода «философией мировоззрений». Словом «мировоззрения» обозначается у Смарта совокупность как религий, традиционных и новых, так и светских идеологий.

Проект Смарта заключается в том, чтобы использовать концептуальный аппарат философии религии и религиоведения для изучения всех наиболее значимых, распространенных и влиятельных идеологий мира – как религиозных, так и светских. По замыслу Смарта изучение религии, осознающее все многообразие «символической жизни» человечества, широко использующее сравнительный анализ, может оказаться эффективным в исследовании наиболее значимых идеологий современного мира. Подобное религиоведение может быть полезным и для выработки нового мировоззрения, которое учитывало бы как разнообразие современного мира, так и потребность этого мира в каких-то общих, объединяющих воззрениях. Таким образом, Смарт ставит перед религиоведением как собственно научно-исследовательские, так и философско-мировоззренческие задачи.

В самом общем виде Смарт представляет свой проект следующим образом: «Современное религиоведение наряду с изучением традиционных вероисповеданий должно обратиться также к рассмотрению светских символов и идеологий – национализма, марксизма, демократии, – которые зачастую соперничают с религией и в то же время в каком-то важном смысле сами являются религиозными. Таким образом, современное изучение религии способствует осмыслению мировоззрений, как традиционных, так и светских, которые стали мотором социальной и моральной преемственности и изменения; поэтому оно должно исследовать верования и чувства, а также стремиться понять то, что существует в головах людей. То, во что люди верят, является важным аспектом реальности безотносительно к тому, истинно оно или нет».

Смарт указывает и те общие позиции, которые должен занять исследователь при реализации этого проекта: «Аналитик мировоззрений должен бороться на два фронта. Справа находятся те «традиционные» верующие, которые рассматривают бесстрастное и безоценочное описание верований как подспудную угрозу вере. Слева – те гуманисты и марксисты, которые считают религию чем-то иррациональным, что должно быть объяснено как разновидность проекции».

Смарт выделяет далее следующие характеристики современного религиоведения, которые создают условия для решения подобной задачи. Во-первых, оно плюралистично, занимается многими религиями и светскими мировоззрениями. Во-вторых, оно открыто в смысле изучения систем верований и символов, находящихся за границами традиционных религий. В-третьих, оно рассматривает мировоззрения как исторически, так и систематически, стремится посредством «структурированной эмпатии» встать на точку зрения верующих. В-четвертых, осуществляет тематические сравнения, которые помогают осветить отдельные традиции. В-пятых, оно полиметодично: использует многие методы из различных дисциплин – истории, истории искусства, филологии, археологии, социологии, антропологии, философии и т. д. В-шестых, оно стремится показать власть религиозных идей и практики, а также их взаимоотношения с другими аспектами существования человека. В-седьмых, оно может создать условия не только для понимания мира и его различных систем верований, но также и для личного поиска духовной истины.


Также интересно:

Связь философии мировоззрений с действительно существующими мировоззрениями
Разностороннее исследование системы религиозных верований
Возникновение спора между когнитивизмом и нонкогнитивизмом в рамках философско-эпистемологического исследования религии
Философия религии как философская теология
Конфессиональная и внеконфессиональная философская теология
Разные способы определения понятия «философская теология»
Существование и функции конфессиональной философской теологии
Как реализует себя философская теология внеконфессионального типа
Концепции, которые относятся к философской теологии
Метатеологические функции философской теологии

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания