Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


В чём заключается цель философско-религиозной концепции Вельте

Нетрадиционность и своеобразие философской теологии Бернгарда Вельте заключаются прежде всего в стремлении обосновать существование бога и эксплицировать его сущность, т. е. решить принципиальные философско-теологические задачи вне онтотеологической проблематики. Философско-теологическая концепция Вельте призвана осуществить философское «воссоздание» «преданной религии», т. е. христианства. Вельте по существу воспроизводит фундаментальную претензию традиционной естественной теологии, от которой в основном отказалась современная философская теология. Речь идет о философской концептуализации некоей всеобщей сущности религии, т. е. сущности всякой религии, и последующем указании на то, что только христианская религия адекватна этой сущности.

Вельте всячески подчеркивает самостоятельность и свободу философской мысли. Философствование – это развертывание свободного «самостного бытия человека». Философское мышление должно определяться только исследуемым предметом, его бытием и истиной. Всякое вопрошание, всякое философствование является развертыванием миропонимания и самопонимания человека.

Природа философствования как такового определяет и сущность философии религии. Она представляется прежде всего как «философское мышление, которое делает религию своим объектом и стремится прояснить сущность и способ бытия религии». Религия противостоит философскому мышлению как его иное, как нечто ему предшествующее. Религия может становиться объектом философской мысли потому, что это событие человеческой жизни и форма человеческой жизни. Она выражает себя в человеческом языке, использует мыслительные возможности человека.

Философия религии представляет, как признает Вельте, определенную опасность для последней, особенно такая, которая считает себя вправе разрушать наличную религию или создавать какую-то новую. Целью Вельте, однако, является не философия религии, преследующая действительно исследовательские цели. Дело обстоит как раз наоборот. Цель философско-религиозной концепции Вельте заключается в том, чтобы прийти на помощь религии в трудное для нее время.

Вельте четко отделяет философию религии, даже в философско-теологической форме, от собственно теологии, исходящей из определенных посылок. «Философия предпосылает религию, в нашем случае христианство, но не в форме предпосылки. Для философского взгляда религия дана всего лишь как предметная сфера. Ее правомерность и сущность должны быть указаны разумом. Поэтому преданность – это не основа, из которой можно было бы исходить как из чего-то самоочевидного. Если бы мы поступили так, то речь шла бы о теологии, поскольку она исходит из теологических предпосылок. Но это была бы уже не философия».

Специфика концепции Вельте заключается прежде всего в том, что традиционное философско-теистическое понятие бога сопряжено с нетрадиционными способами подтверждения его существования.

Вельте исходит из того, что «данность» бога людям не является «самоочевидной»; это явствует, по его мнению, из того факта, что сегодня столь многие люди не верят в бога. Соответственно Вельте стремится указать пути, на которых можно встретить и «увидеть» бога, т. е. испытать его реальность. Такой опыт мог бы послужить основой для разработки «понятия бога».

Вельте намеренно не употребляет выражение «доказательства существования бога», с тем чтобы избежать ложного представления о доказательстве в смысле современной точной науки. Научные доказательства в таком смысле, как считает Вельте, невозможны. Поэтому способы указания на существование бога в его философско-религиозной концепции носят «совершенно иной характер».


Также интересно:

Три структурных момента радикальной сомнительности реальности
Философское богопознание не является философски обоснованным
Анализ философско-теологического богопознания
Основные исследовательские подходы в философcком религиоведении
Анализ современного состояния западной философии религии
Философия религии как особый тип философии
Что думали Спиноза, Кант и другие мыслители о религии
Характерные особенности современной западной философии религии
Тематизация кризиса религии как кризиса верований
Философия религиозного плюрализма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания