Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Основные возражения, выдвигаемые философами против аргументаций существования бога

Укажем основные возражения, которые выдвигаются философами против утверждений о том, что непосредственное осознание бога, или «опыт бога», удостоверяет его существование. Религиозный опыт иногда сразу же объявляется чем-то иллюзорным, поскольку речь идет об опыте несуществующего объекта. Гораздо чаще ссылаются на обманчивость опыта. Сюда относятся классические ссылки на возможные галлюцинации, неверную интерпретацию наличных свидетельств. Наконец, существуют различные теории, где религиозный опыт объясняется с помощью социальных и психологических факторов.

Интересная аргументация против возможности использовать религиозный опыт как средство подтверждения существования бога предлагается в книге «Введение в философию религии» Брайана Дэйвиса.

Дэйвис отрицает, что «опыт бога» может служить «разумным основанием» для верования относительно существования бога. Основу аргументации Дэйвиса образует утверждение о том, что нельзя понимать «опыт бога» как опыт встречи с чем-то конкретным, партикулярным. По его мнению, заявления о правомерности веры в существование бога на основании опыта базируются как раз на предположении о подобии между «опытом бога» и опытом встречи с чем-то конкретным, партикулярным в мире. И в том и в другом случае опыт представляется как непосредственный контакт между испытывающим и объектом опыта.

Как и следовало ожидать, Дэйвис подчеркивает, что бог не является чем-то партикулярным, какой-то вещью. «Если бы дело обстояло таким образом, – рассуждает Дэйвис, – то он не был бы причиной всех вещей» |8.

Неправомерно проводить аналогию между «опытом бога» и присутствием, данностью в опыте человеческой личности, поскольку и люди являются чем-то конкретным, партикулярным. Знание о присутствии других людей нельзя получить независимо от их физического присутствия или поведения.

Дэйвис отвергает и аргументы тех, кто пытается, как, например, Джон Хик, обосновывать возможность «опыта бога» посредством использования разнообразной семантики слова «видеть». Мир в соответствии с этими аргументами можно видеть так или иначе. Его можно видеть и в соотнесении с богом. В случае с опытом дело обстоит будто бы таким же образом. Но такой подход противоречит, как подчеркивает Дэйвис, самой идее «опыта бога» как несомненного, непосредственного и однозначного опыта.

Аргументация Дэйвиса против возможности какого-то непосредственного «опыта бога» представляется довольно убедительной. К сожалению, Дэйвис не включил в свое рассмотрение проблемы мистического опыта, в связи с которым особенно настойчиво провозглашается возможность самоудостоверяющегося непосредственного «опыта бога».


Также интересно:

Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Появление двух основных позиций в понимании соотношения мистицизма и религии
Возникновение истоков представления о неинтеллигибельности мистицизма
Попытки западных исследователей мистицизма описать «движение мистического опыта»
Какие предпринимались попытки разработать универсальную типологию мистического опыта
Четыре типа экстравертивного мистицизма по Уильяму Уэйнрайту
Два вида интерпретации мистического опыта Смарта
Философская постановка проблемы онтологического и эпистемологического статуса мистического опыта
Философские концепции религиозной веры
Философские модели иудео-христианской веры

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Контактные линзы очень популярны во всех странах мира.