Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Метафизика, как исследование природы реальности

В англоязычных странах тональность логическому позитивизму на ранних этапах его эволюции задал Альфред Айер. Творчество Айера важно еще и потому, что он был одним из немногих логических позитивистов, кто непосредственно обращался к анализу теологических высказываний, не ограничиваясь общей критикой метафизики.

Айер понимает метафизику как исследование природы реальности, лежащей в основе явлений или трансцендирующей явления, изучением которых довольствуются науки. Метафизик, по мнению Айера, стремится получить неопытное знание фактов. Кроме того, он претендует на более глубокое и основательное познание реальности, чем могут дать самые разработанные и теоретичные науки.

Айер утверждает в книге «Язык, истина и логика», что «сказать, что бог существует, – значит сделать метафизическое высказывание, которое не может быть ни истинным, ни ложным... ни одно предложение, ставящее целью описать природу трансцендентного бога, не может иметь какого-то буквального значения». По мнению Айера, метафизические высказывания, хотя их и стремятся использовать как подлинные утверждения, претендующие на истинность, представляют собой предложения, которые на деле не высказывают ни тавтологию, ни эмпирическую гипотезу. А все высказывания, которые обладают фактуальным содержанием, являются эмпирическими гипотезами. Айер заявляет, что предложение становится фактуально значимым для всякого данного человека, если и только если он знает, как верифицировать высказывание, которое стремится выразить это предложение, т. е. если он знает, какие наблюдения приведут его при определенных условиях к тому, чтобы принять высказывание как истинное или отвергнуть как ложное.

В последующем признание недостатков первоначальных формулировок привело Айера к более тонкой версии своего критерия. Во введении ко второму изданию книги «Язык, истина и логика» он утверждает: «Осмысленное утверждение, которое не является аналитическим, должно быть непосредственно или опосредованно верифицируемым».

Антиметафизическая и антитеологическая программа современного эмпиризма связана не только с верификационистским критерием смысла, как у Карнапа и Айера, но и с фальсификационизмом. Эти взгляды также претерпели известную эволюцию, повлиявшую и на общую эволюцию неопозитивизма. В свете задач данной работы нет нужды в анализе всех перипетий этой эволюции, поскольку все версии предполагали в принципе одинаковые философско-религиозные позиции, означающие отрицание осмысленности религиозных верований и теологических утверждений.

Роль фальсификационистских позиций в современной философии религии была обусловлена в основном позициями Энтони Флю, сформулированными в начале 50-х годов. В западной философии религии эти позиции получили название «вызов Флю».

В своей работе «Теология и фальсификация» Флю рассматривает следующий сюжет. Однажды два исследователя пришли на расчищенный участок в джунглях. На участке было много цветов и много сорняков. Один из исследователей высказал предположение, что за этим участком ухаживает садовник. Другой не согласился с ним. Чтобы разрешить свой спор, они установили наблюдение за участком. На участке никто не появляется. Предположив, что садовник – невидимка, исследователи обносят участок колючей проволокой и пропускают по ней электрический ток. Они даже устраивают патрулирование с собаками. Но нет никаких признаков чьего-либо присутствия. Не слышно криков, проволока не шевелится, собаки не лают. Тем не менее тот исследователь, который верит в существование садовника, не меняет своего убеждения. Он утверждает, что садовник существует, но при этом он невидим, неосязаем, нечувствителен к электрическому току, лишен запаха и не производит шума. Этот садовник тайком ухаживает за своим любимым садом. Другой исследователь, скептик, в конце концов спрашивает своего товарища о том, чем же такой невидимый, неосязаемый и т д. садовник отличается от воображаемого садовника или от вообще несуществующего садовника.

Этот рассказ представляется Флю примером того, как какое-то утверждение Может постепенно, шаг за шагом приобрести совершенно иной статус посредством оговорок и уточняющих характеристик. Человек может выхолостить подобным образом свое утверждение, даже не заметив этого. «Прекрасная смелая гипотеза может быть, – отмечает Флю, – убита дюйм за дюймом, это будет смерть через тысячу оговорок». Тот исследователь, что верит в существование садовника, посредством своих оговорок относительно невидимости, неосязаемости и т. п. выхолащивает, как считает Флю, свое утверждение о существовании садовника.

Флю приводит еще один пример. Ребенок умирает вследствие неоперируемого рака горла. Его земной отец безумствует в попытках как-то помочь. Небесный же отец не проявляет ни малейших признаков озабоченности. Верующий человек в этой ситуации делает оговорки относительно того, что любовь небесного отца – это «не просто земная любовь», ее природа непостижима и т. п. Все эти оговорки приводят к тому, что становится совершенно неузнаваемым смысл первоначального утверждения о любящем боге.


Также интересно:

Что означают фактуальные высказывания?
Проблема фактуального смысла религиозных верований
Подлинные ли фактуальные высказывания?
Философские экспликации смысла языка религии
Философско-религиозный перспективизм
Философско-религиозная Программа философии обыденного языка
Концепция «Неовитгенштейнианская философия религии»
Понятия «языковая игра» и «форма жизни»
Две основные позиции современной философии религии Филлипса
Эпистемологическое изучение религиозных веровании

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Линзы ACUVUE OASYS идеально подходят как к деловому костюму, так и к вечернему наряду.