Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Методологическое обоснование философско-эпистемологических исследований религии

В рамках философско-эпистемологического анализа религии следует прежде всего выделить работы, в которых предпринимаются попытки обосновать правомерность такого анализа. Эти работы, в общем очень малочисленные, имеют, с нашей точки зрения, особое значение, поскольку они на деле выполняют функцию методологического обоснования философского религиоведения вообще. Это связано с тем, что эпистемологическая проблематика образует стержень философского исследования религии, по крайней мере современного. Такая роль эпистемологического подхода в философском религиоведении обусловлена тем, что этот подход предполагает оценку религиозного понимания действительности с внешних по отношению к религии позиций. Сопоставление с внерелигиозными стандартами познания и рациональности образует суть философского исследования религии в рамках европейской культуры, где оформились многообразные нерелигиозные способы отношения к действительности. Сказанное в полной мере верно и в том случае, когда философско-эпистемологическое исследование нацелено в конечном счете на решение известных апологетических задач.

Общую установку философско-эпистемологического исследования довольно точно передает Э. Эдамс. Он утверждает, что, когда «божественные откровения» становятся человеческими верованиями, они занимают свое место в логической связи системы всех верований и попадают в подчинение логическим напряжениям всей этой системы. «Таким образом, даже если есть божественные откровения, истины, не являющиеся продуктом человеческой деятельности, то они, – пишет Эдамс, – все равно в принципе не выходят за пределы наших познавательных возможностей и не обладают иммунитетом по отношению к человеческой критике». Существует логическая взаимозависимость между религией и остальными компонентами культуры. Религия, претендующая на роль судьи других частей или аспектов культуры, сама становится объектом проверки и оценки посредством тех методов, с помощью которых проверяются и оцениваются эти компоненты и аспекты культуры. Религия, которая была бы действительно неподвластна критике, подчеркивает Эдамс, не имела бы никакого значения для жизни человека.

Эдамс верно выражает общий принцип философско-эпистемологического исследования религии, заключающийся в том, что всякое религиозное знание, в том числе и то, что воспринимается как «божественное откровение», должно становиться объектом философского анализа наряду с любым другим видом знания. Рассуждения Эдамса очень интересны и в том отношении, что отчетливо демонстрируют ценностные позиции современной философской эпистемологии, да, пожалуй, и всего философского религиоведения. Это позиции, если можно так выразиться, полного методологического нейтрализма, допускающего возможность как полного отрицания религии, так и провозглашения в конечном счете истинности религиозных утверждений. По нашему мнению, можно в связи с этим констатировать определенный отход философского религиоведения, по крайней мере философско-эпистемологического исследования, от более критических по отношению к религии позиций, формулировавшихся как «методологический агностицизм» и «методологический атеизм».

Ключевой методологической проблемой всего современного философского религиоведения, особенно эпистемологической его разновидности, предстает проблема когнитивизма, т. е. проблема того, являются ли религиозные высказывания и религиозные рассуждения знанием в смысле какого-то фактуального знания о действительности. В современной философии религии эта проблема чаще всего формулируется как «проблема когнитивности религиозной истины».

Отметим, что философско-эпистемологическое исследование религии, которое является объектом анализа в данной главе, осуществляется преимущественно с позиций когнитивизма. Наиболее развернутое обоснование этих позиций, как и вообще разработка широкого спектра методологических проблем, представлено в книге Дональда Уиби «Религия и истина».

В концепции Уиби обосновывается тезис, что философское исследование религии будет действительно продуктивным только в том случае, если во главу угла будет поставлен вопрос об истинности религии как истинного знания о боге, мире и человеке.

Чтобы ставить вопрос об истинности религии, считает Уиби, необходимо представлять, что такое религия. «Три элемента, которые в совокупности делают культурное явление религиозным, – это трансценденция, человеческая конечность и спасение». Всякая религия так или иначе соотносится с трансцендентным миром, независимо от того, используются ли для его обозначения метафоры высоты или глубины. Существенным здесь является ссылка на инаковость. Соотнесение не обязательно должно носить характер эксплицитного верования, оно может быть просто вчленено в культовые, ритуальные действия.

С этим базисным элементом религии непосредственно связан второй. Все религии рассматривают человека как существо несовершенное. Такая неполноценность воспринимается в терминах греха, страдания или смерти. Соответственно человек ищет спасения, бегства из своего состояния, опираясь на силу иного мира. Из этих трех базисных идей, по мнению Уиби, проистекают «ключевые понятия» того, что обычно называется мировыми религиями. Они также хорошо объясняют ключевые элементы первобытной религии.

Уиби ставит методологическую задачу определить, каким понятием истинности должно руководствоваться философско-научное исследование религии, т. е. исследование, ставящее целью каким-то образом объяснить религию, а не просто описать ее.


Также интересно:

Религиозная концепция верований Уиби
Анализ эпистемологической разновидности современной философии религии
Определение категориальной принадлежности религиозных верований
Категоризация религиозных верований по Уиттейкеру
Проблемы обоснования, оправдания и рациональности религиозных верований
Эпистемологическое сопоставление религии и науки
«Объективные» и «субъективные» характеристики науки по Барбур
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Философские воззрения Нормана Малкольма

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания


Сро строителей Екатеринбург допуск сро строителей. . George Lindemann . jadwal bola malam ini