Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Методологическое обоснование философии религии

В современной философии религии методологической рефлексии уделяется незначительное внимание. Соответственно очень мало работ, специально посвященных методологии. При этом такие работы связаны с методологическим осмыслением лишь отдельных областей философско-религиозной деятельности.

Пожалуй, единственной методологической проблемой, относящейся к философско-религиозной деятельности как таковой, является проблема компетентности философии в религиозных делах.

Философия религии во всех своих разновидностях утверждает компетентность философии в делах религии. Эта компетентность выступает в двух основных видах, соответствующих двум основным формам философии религии – философскому религиоведению и философской теологии. В первом случае признается познавательная компетенция философии по отношению к религии, а во втором – провозглашается, что философия может выполнять определенные позитивно-герменевтические и религиозно-конструктивные функции, при этом речь идет в первую очередь о философских учениях о боге.

Методологическим обоснованием философии религии в ее исследовательской функции служит по существу представление о том, что всякое отношение человека к действительности, религиозное в том числе, может стать объектом философского изучения и осмысления.

Методологическая проблема компетентности философии в религиозных делах возникает на деле только применительно к возможности использования философии внутри религии, т. е. в герменевтических и религиозно-конструктивных целях. Ведь философская теология стремится предстать как воплощение позитивно-герменевтических и религиозно-конструктивных возможностей философского разума, соответственно показать, по крайней мере частично, рациональность или рационализируемость религии.

Эту претензию оспаривают те философские и, разумеется, теологические работы, где утверждается принципиальная несовместимость того или иного рода философии и религии, соответственно теологии, т. е. где утверждается принципиальная некомпетентность философии в религиозных делах.

Аргументация, которая выдвигается в обоснование этого тезиса, не несет в себе практически никакой новизны, она воспроизводит в основном традиционные рассуждения фидеистского толка.

Методологические рассуждения, утверждающие возможность и даже необходимость философской теологии, также не содержат каких-либо новаций. Они в общем не выходят за рамки традиционного принципа «веры, ищущей разумения».

Даже радикальные попытки создать внеконфессионное философско-теологическое учение о боге не заключают развернутого методологического самообоснования. Оно заменяется ссылками на устарелость, исчерпанность, неадекватность и т. п. традиционных конфессиональных философских и теологических построений.

Анализ философии религии должен включать и характеристики ее отношений с другими областями философии, с теологией христианских конфессий, а также с комплексом религиоведческих дисциплин.

Традиционно философия религии определяла свои отношения с другими областями философского знания. Это было обусловлено главным образом тем, что она чаще всего представала как часть или как аспект системных построений того или иного философа. Понятно, что философия религии Спинозы, Юма, Канта, Гегеля, фон Гартмана, Лотце, Когена, Наторпа и др. характеризовалась посредством соотнесения с другими компонентами философских систем этих мыслителей.

В современной философии религии не подвергаются эксплицированной рефлексии ее отношения с другими областями философского познания. Все дело ограничивается теми или иными обозначениями, как бы говорящими сами за себя, такими, как «аналитическая философия религии», «философско-эпистемологический анализ религиозных верований» и т. п. Такие обозначения действительно соотносят философско-религиозные исследования или конструкции с определенными философскими позициями. Но эти обозначения не могут заменить развернутой характеристики отношений философии религии с теми течениями или позициями, разновидностью или прикладным аспектом которых ее считают.

Когда речь идет о философско-религиозных построениях, претендующих на полную самостоятельность или оригинальность, потребность в определении их отношений с другими областями философского познания особенно велика, тем более что и в этом последнем случае можно констатировать наличие явных или неявных отношений между философией религии и другими разделами современной западной философии.

Отсутствие указанной рефлексии объясняется, на наш взгляд, некоторыми особенностями современной философской ситуации. Сейчас трудно говорить о том, что философия образует какое-то системное единство, которое задавало бы характер связи между составляющими компонентами. Затруднительно и указать фундаментальную проблематику, соотнесение с которой устанавливало бы и опосредованные связи между различными отдельными философскими дисциплинами.

Отношения философии религии с теологией западных христианских конфессий образуют важнейший момент содержания почти всех разновидностей философии религии. Это связано с тем, что религиозные верования, являющиеся основным объектом исследования в философском религиоведении, представляют собой по существу теологические утверждения, а философская теология, по определению, являет разнообразные связи между философией и теологией. Религия предстает в философии религии преимущественно в своей теологической форме, и западная философия религии как таковая во всех своих видах представляет собой то или иное отношение между философией и теологией.

На протяжении многих веков философия не только вносила рационально-дискурсивный момент в теологию, но и была единственной инстанцией, в рамках которой религия в какой-то мере становилась объектом исследования. В последние столетия в своей исследовательской по отношению к религии функции философия религии должна соотноситься с целым комплексом религиоведческих дисциплин. Важнейшей особенностью современной философско-религиозной ситуации является ослабление связей между философией религии и этими дисциплинами.


Также интересно:

Философское изучение религиозных верований
Анализ современной западной философии религии и теологии
Философия религии как философское религиоведение
Эпистемологические проблемы религии
«Лингвистический поворот» в философии религии
Специфика аналитической философии религии
Какие есть проблемы смысла языка религии
Радикальные новации в философском исследовании языка религии
Философский антитеологический эмпиризм
Концепция «Логико-философского трактата»

Философия религии:
Содержание
Методологическое обоснование философии религии
Эпистемологические проблемы религии
Философско-религиозный перспективизм
Религиозная концепция верований Уиби
Философия, как связующее звено между наукой и религией
Плантинг и его философско-религиозные проекты
Религиозное мировоззрение в представлении Берка
Разнообразие религиозных мировоззрений в интерпретациях жизни
Феномен мистицизма в философско-религиоведческом осмыслении
Рассуждения Ранцо о вере, как «диспозиционном состоянии»
Природа религиоведческих исследований
Метатеологические функции философской теологии
Место и значение философского богопознания
Современный философский теизм
Попытки Бека охарактеризовать сущность бога
Трансцендентальная философская теология
Трансцендентальная философия в трактовке Шеффлера
Как предстает бог по мысли Шеффлера
Внеконфессиональные философско-теологические поиски
Анализ философско-теологического богопознания